Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2015 год | Статьи из номера N1 / 2015

Маркетинговые исследования потребительских предпочтений населения при выборе сортов чая на пензенском рынке

Молькин А.Н.,
студент кафедры маркетинга и экономической теории
Пензенского государственного университета архитектуры и строительства

МалышевА.А.,
к. э. н., доцент кафедры маркетинга и экономической теории
Пензенского государственного университета архитектуры и строительства

В статье представлены результаты маркетингового исследования регионального рынка чая. Полученные данные позволили выявить потребительские предпочтения среди жителей г. Пензы при выборе чая. Разработанные авторами рекомендации будут полезны для организаций, занимающихся производством или продажей чая.

Международный рынок чая с каждым годом быстрее развивается, в конкурентной борьбе одни становятся сильными игроками, а другие уходят с рынка.

В магазинах представлен огромный выбор разных сортов чая. Предприятия, производящие чай, постоянно ищут рынки сбыта товара. Для того чтобы войти на новый рынок, необходимо сначала провести маркетинговое исследование, которое позволит понять предприятию, есть смысл поставлять продукцию или нет. Предпочтения потребителей при покупке чая в каждой стране свои, но региональные рынки также имеют свои особенности. Сейчас на рынке чая сильная конкуренция, и только тот производитель, который будет изучать потребности потребителей, сможет устоять в данной борьбе за прибыль.

Основной формой сбора информации в нашем исследовании являлся анкетный опрос. Анкета содержала 25 вопросов, из них 7 открытых, 10 закрытых и 8 открыто-закрытых вопросов.

Анкета была разделена на 3 блока: блок I – потребительские предпочтения при выборе чая, блок II – поведение потребителей при выборе чая, блок III – паспортичка. Названия блоков в анкете не прописывались, так как это не способствует честным ответам на поставленные вопросы.

Определение объема выборки зависит от уровня доверительного интервала допустимой статистической ошибки. Здесь имеются в виду так называемые случайные ошибки, которые связаны с природой любых статистических погрешностей. В.И. Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативной выборки с допущением 5%-ной ошибки [1, c. 135].

Объем выборки при анкетировании жителей г. Пензы от репрезентативной совокупности (1000 чел.) – 286 респондентов с учетом величины фактической ошибки выборки в зависимости от ее объема. Фактическая ошибка выборки в нашем исследовании составляет 5%, что вполне допустимо и соответствует уровню «обыкновенной надежности» (табл. 1).

Первый вопрос исследования был направлен на определение, пьют ли респонденты чай. 80% ответили, что пьют чай каждый день; 10% ответили, что пьют чай редко, только когда при ходят в гости, и 10% ответили, что никогда не пьют чай, поскольку предпочитают кофе.

На рис. 1 приводятся результаты выявления уровня знаний сортов чая у респондентов.

Как показывает рис. 1, больше всего респондентов знают сорта черного чая – 26%; 25% респондентов назвали зеленый чай, 12% назвали красный чай, 5% – белый чай, 12% респондентов назвали сорт чая мате, 8% – желтый чай и 12% респондентов назвали чай каркаде.

Анализируя рис. 2, на котором представлены результаты исследования популярности различных сортов чая, можно сказать, что среди жителей нашего города самой популярной маркой чая является чай Липтон. Его выбирают 33% опрошенных. Другие марки чая пользуются гораздо меньшей популярностью.

Респонденты, которые приобретают чай, любят разные виды чая. 30% респондентов любят черный чай, из них 12% мужчин и 18% женщин. Зеленый чай предпочитают 35% респондентов, из них 20% мужчин и 15% женщин. Чаи с разными фруктовыми запахами любят 15% опрошенных, из них 5% мужчин и 10% женщин. 20% респондентов предпочитают красный чай, из них 8% мужчин и 12% женщин.

Таким образом, потребители выбирают чаи, распространенные в России. Необходимо расширять уровень вкусовых познаний потребителей, чтобы они начали приобретать другие сорта чая.

Пензенские потребители больше всего покупают чай марки Лисма (16% респондентов). Известную марку Липтон предпочитают только 8% респондентов.

Как видно из рис. 3, сильная лидирующая марка чая, которую приобретала бы большая часть опрошенных респондентов, отсутствует.

60% респондентов пьют чай каждый день, 20% пьют чай часто, 10% пьют чай редко, 10% респондентов почти не пьют чай, они больше любят кофе и соки. Таким образом, большая часть опрошенных любят пить чай и пьют его каждый день, что позволяет нам сделать вывод о перспективности рынка чая.

Исследование по выяснению, как часто покупают чай респонденты, показало, что 30% респондентов приобретают чай один раз в неделю, 30% – один раз в две недели, 20% – один раз в месяц и 20% – один раз в год. Отсюда вытекает, что люди, которые любят чай, покупают его один раз в неделю. Очевидно, это также связано с большим размером семьи.

Проведенное исследование позволило выяснить, чем именно руководствуются при выборе чая респонденты. 30% респондентов выбирают чай по вкусовым ощущениям. Крепость чая – важный момент только для 5% респондентов, по цвету чай выбирают 18% респондентов, цена играет немаловажную роль при выборе чая для 18% опрошенных, на упаковку чая обращают внимание только 11% респондентов, а на марку чая – 7% опрошенных. Таким образом, любители чая при выборе руководствуются в большей степени вкусовыми ощущениями, цветовым восприятием и ароматом, а также ценой.

При покупке чая только 40% респондентов берут одну пачку чая на всю семью, а 60% респондентов берут сразу несколько пачек чая разных марок. Это связано с тем, что члены семьи предпочитают разные марки чая. Таким образом, магазинам чая нужно формировать чайные наборы, для того чтобы потребителям было легче делать выбор.

Вторая часть исследования была направлена на выявление поведения потребителей при покупке чая. На рис. 4 представлены результаты исследования частоты изменения предпочтений по отношению к видам чая.

Анализ данных рис. 4 показывает, что респонденты редко меняют свои предпочтения по отношению к виду чая (40%), из них 15% мужчин и 25% женщин. Предпочитают только один вид чая 30% опрошенных, из них 20% мужчин и 10% женщин.

Каждый раз покупают новую пачку чая 12% респондентов, из них 8% мужчин и 4% женщин. Часто меняют предпочтения в области выбора чая 18% респондентов, из них 8% мужчин и 10% женщин. Таким образом, мужчины более постоянны при выборе чая, в то время как женщины любят пробовать разные сорта чая, но все-таки большая часть любителей чая остаются верными своим предпочтениям при выборе чая.

Влияет ли чай на здоровье? 40% респондентов ответили, что чай повышает им настроение; 15% сказали, что чай для них – приятная традиция; 20% респондентов сказали, что им нравится заканчивать плотный обед или ужин чашечкой чая, и 25% просто любят начинать день с чашки чая.

Исследования стоимости упаковки чая, которую покупают респонденты, дали следующие результаты. Пачки чая стоимостью 10–50 руб. покупают безработные (6%), это связано с тем, что у них нет лишних денег. За 50–100 руб. покупают чай домохозяйки (5%) и студенты (30%). Кроме того, две последние категории потребителей покупают также чай за 100–200 руб.: студенты (24%) и домохозяйки (5%). Чай высшего качества за 200–500 руб. могут позволить себе купить руководители (20%).

Чай ценой выше 500 руб. за пачку покупают домохозяйки (5%), у которых мужья занимаются бизнесом или занимают руководящие посты, и руководители (5%).

Развесной чай покупают 40% респондентов, так как в нем видны листочки чая и производителям сложнее обмануть потребителя. Однако самое главное при покупке развесного чая – все-таки процесс заварки. 20% респондентов любят покупать чай в пакетиках и развесной чай. Любители чая утверждают, что не всегда есть время, для того чтобы заваривать чай. Поэтому 40% респондентов покупают чай в пакетиках.

В супермаркетах покупают чай 40% респондентов, в специальные чайные магазины ходят за чаем только 30% покупателей, в Интернете заказывают чай 25%.

Таким образом, большая часть потребителей приобретают чай в супермаркетах, потому что им так удобней. По мнению тех, кто ходит в специализированные магазины за чаем, там чай самый лучший и немного дешевле, чем в больших магазинах.

Потребителей спросили, что они любят добавлять в чай? 40% респондентов добавляют сахар, лимон добавляют в чай 35% опрошенных, любителей наливать немного молока в чай – 10%, мяту – 5%. Пряности кладут в чай 10% респондентов.

Можно сделать вывод о том, что магазинам чая нужно продавать не только разные сорта чая, но и дополняющие продукты к нему.

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод:
• любят пить чай 40% женщин и 40% мужчин – как видим, здесь нет никаких различий;
• посетители магазинов чая знают много сортов чая;
• любители чая много знают марок чая;
• большая часть потребителей приобретают чай в супермаркетах (40%); в специализированных магазинах покупают чай 30% потребителей; заказывают чай по Интернету 25% опрошенных;
• мужчины более постоянны при выборе чая, в то время как женщины любят пробовать разные сорта чая; однако большая часть любителей чая при его выборе остаются верными своим предпочтениям.

По результатам исследования были разработаны рекомендации для производителей и потребителей чая.

Производителю необходимо формировать обратную связь с целевой аудиторией. Формирование обратной связи позволяет отслеживать предпочтения и мнения потребителей, касающиеся продукции и самого предприятия.

Сформировать эту связь можно следующим способом:
• создать на интернет-сайте раздел, где потребители могли бы оставлять свое мнение о товаре;
• проводить маркетинговые исследования;
• обзванивать своих клиентов и интересоваться их мнением;
• проводить промоакции для клиентов предприятия, и т.д.

Рекомендации для потребителей по правильному выбору чая заключаются в следующем.

При выборе пакетированного чая потребитель должен обратить внимание:
• на то, что в пакетике чаинки должны быть одного вида;
• сам пакетик чая должен быть без дефектов (не рваный);
• на дне упаковки чая не должно быть черной пыли.

Предложенные рекомендации позволят потребителям выбрать чай, который в наилучшей степени сможет удовлетворить их потребность в данном напитке.

Используемые источники
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. – М.: ИНФРА-М. – 768 с.
2. Молькин А.Н., Малышев А.А. Разработка комплекса маркетинговых мероприятий по продвижению спортивной одежды магазинами г. Пензы // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – С. 57–63.
3. Малышев А.А., Молькин А.Н. Маркетинг в некоммерческой организации на примере профкомов // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 4, ч. 2. – С. 704–707.
4. Молькин А.Н., Акифьев И.В. Управление процессом организации выставок и ярмарок // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 4. – С. 61–68.
5. Резник Г.А., Яшина О.В. Стратегическая клиентоориентированность корпорации как вызов времени // Менеджмент и Бизнес-администрирование. – 2013. – № 2. – С. 67–76.
6. Резник Г.А., Коробкова Н.А. Социально-экономический потенциал региона: сущность и методологические подходы к исследованию // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 7. – С. 153–156.
7. Суханова Т.В., Ткаченко А.А. Исследование IT-психологии потребителей туристических услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2013. – № 3. – С. 14–17.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».