Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

Маркетинговая оценка совокупного инновационного образовательного продукта в условиях кластера

Большаков Н.М.,
д. э. н., профессор, почетный президент,
Сыктывкарский лесной институт

Жиделева В.В.,
д. э. н., профессор, директор,
Сыктывкарский лесной институт

Статья посвящена проблеме потребительского выбора совокупного инновационного образовательного продукта кластера с высокой добавленной стоимостью в области лесного дела. Рассматриваются маркетинговые подходы потребительского выбора, а также структура инновационного образовательного продукта и его ценностные потребительские эффекты, основные принципы и задачи создания инновационного продукта, многосложные функции инновационного кластера. Предложена модель оценки совокупной потребительской ценности инновационного образовательного продукта.

Понятие «образовательные услуги» не имеет однозначной трактовки. Образовательные услуги, носящие непроизводственный характер, являются потребительными стоимостями, которые лишены овеществленной формы и полезны как вид деятельности, т. е. желаемый результат создает само оказание услуг. По определению К. Маркса, «известного рода услуги, иными словами, потребительные стоимости – результат известных видов деятельности или труда – воплощаются в товарах, другие услуги, напротив, не оставляют осязаемого результата, существуют отдельно от самого исполнителя» [1]. Профессор В. Черковец, ссылаясь на К. Маркса, развил мысль о том, что образовательные услуги («продукция» образования) не получают выражения в вещественном продукте: они потребляются непосредственно в процессе их оказания и «воплощаются» в характеристиках рабочей силы, в параметрах способности к труду, в профессионально-квалификационных возможностях будущего специалиста [2].

Образовательная услуга выступает на рынке услуг, под которым, по Налоговому кодексу, признается сфера обращения товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести, реализовать товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории России или за ее пределами [3].

Рост конкуренции на рынках образовательных услуг, обусловленный реформированием экономики и образовательной системы, привел к необходимости поиска новых подходов к удовлетворению изменяющихся потребностей и предпочтений потребителей (студентов, государства, бизнеса). Вузовская подсистема образовательной системы России обязана адекватно реагировать на растущую объективную потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Модернизация управления сферой профессионального образования в области лесного дела в Республике Коми должна планомерно определяться ключевыми направлениями активизирующейся федеральной и региональной лесопромышленной и инновационной политики, в органическом сопряжении с которыми и необходимо выстраивать образовательную стратегию кластеризации [4]. В процессе насыщения рынков и ужесточения конкуренции центральной задачей образовательного кластера является создание совместно с потребителем инновационных образовательных продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Инновационный кластер, стремящийся к успеху на рынке при создании инновационных образовательных продуктов(1), адекватно реагируя на происходящие в обществе изменения, должен не только следовать за рынком труда, но и формировать его с учетом высокотехнологичного развития лесопромышленного потенциала региона, ставя при этом не краткосрочные цели, а определяя свое функционирование в долгосрочном отношении, стремясь к достижению нового вида совокупного инновационного образовательного продукта совместно с потребителем.

В качестве методологического приема исследования нами принят инновационный системно-воспроизводственный подход. Он представляет собой совокупность принципов и приемов анализа нового вида совокупного инновационного образовательного продукта с высокой добавленной стоимостью как сложной целостной социально-экономической системы на основе методологии инновационного воспроизводственного процесса. Исследование такой системы предполагает изучение исходного состояния, внутренних закономерностей, объективных тенденций ее развития, что проявляется в учете взаимосвязей как между элементами системы, так и между системой и внешней средой. Интенсивное расширенное воспроизводство высококвалифицированной рабочей силы в области лесного дела и разных уровней – главный путь к резкому повышению производительности общественного труда. Образовательный кластер должен опережать события, предвидеть, куда движется государство в процессе реформирования экономики.

В связи с многофункциональной полезностью образовательных ресурсов и услуг они, переходя из обособленного состояния в обобществленную форму кластера, синтезируются не в единичные потребительные стоимости, а в совокупности инновационных образовательных продуктов (благ и услуг), создаваемых совместно с потребителем. Таким образом, нами зафиксировано важное теоретическое положение. Именно в этом выражается характер взаимосвязей общества с образовательной сферой в современной экономике знаний.


(1) Инновационный образовательный продукт – образовательные услуги, являющиеся результатом человеческого труда, предполагающие обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства и обладающие потребительной стоимостью, т. е. способностью удовлетворять потребности общества.


Он должен являться основным пунктом, по поводу которого возникают производственные отношения, и исходным в организации инновационно-ориентированного образования (рис. 1).

В создании нового вида образовательного продукта важную роль играют кластеры, поскольку они объединяют не только экономических агентов-потребителей и производителей, но и другие уровни экономики: государство и бизнес. Именно в целостной системе кластера проще организовать производство нового совокупного инновационного образовательного продукта совместно с потребителем на основе совершенно иных образовательных технологий. Образовательный кластер будет конкурентоспособным только в том случае, когда он в состоянии создавать, производить и продавать новые совокупные инновационные образовательные продукты с высокой добавленной стоимостью.

Совокупный инновационный образовательный продукт кластера по содержанию подготовки и переподготовки кадров является сопряжением (синтезом) интересов представителей бизнеса, образования и науки при активной поддержке государства.

Государственная проблема соответствия подготавливаемых специалистов возросшим требованиям нового технологического уровня отечественной экономики решается в форме компетенций (общекультурных, профессиональных и научно-исследовательских) (1) через федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (нового) третьего поколения. Работодатели ждут от выпускников стремления к эффективному труду, обеспечивающему повышение доходности компаний, быстрой адаптации к новой среде, бесконфликтности.

Деловые компетенции работника сформулированы в профессиональных стандартах. Рыночный спрос на образовательные услуги регулирует поведение вузов, нацеленных на удовлетворение запросов потребителей за счет внедрения таких образовательных технологий, которые делают акцент на выработке у студентов умения успешно применять в практической деятельности полученные знания.


(1) Компетенция – способность на основе органичного единства знаний, умений, опыта и отношений осуществлять как привычную, так и новую профессиональную деятельность.


Создание инновационного образовательного продукта совместно с бизнесом предусматривает: включение работодателей в разработку учебного процесса, повышение квалификации педагогических кадров в сфере современных промышленных технологий в области лесного дела и специалистов производства, привлекаемых к образовательному процессу; эффективное планирование и перераспределение учебной нагрузки преподавателей за счет освоения ими смежных дисциплин; заключение договоров на использование учебного и лабораторного оборудования, учебных аудиторий, программного обеспечения среди участников кластера; эффективное использование учебных площадей в образовательном процессе; создание единой базы нормативно-правового, научно-методического обеспечения для совместного пользования.

Главная и постоянно возрастающая роль образовательного кластера в инновационной экономике проявляется в сложных функциях. Такие функции, определяющие место образовательного кластера в системе расширенного воспроизводства лесного сектора, осуществляемого на основе интенсификации, реализуются в росте производительности труда как главном условии удовлетворения потребностей и развития способностей людей.

В свое время значение образования в общественном развитии было сформулировано через его влияние на производительную силу труда, которая определяется многосложными обстоятельствами, в частности средней степенью мастерства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее технологического применения, общественной комбинацией производственного процесса, размерами и эффективностью средств производства и, наконец, природными условиями [5]. Перечисленные «многосложные обстоятельства» представляются также актуальными на современном этапе инновационного развития. Образовательный кластер в области лесного дела активно влияет на многосложные факторы, определяющие совокупный инновационный образовательный продукт, и через них опосредованно – на рост производительности труда в лесном секторе экономики. Превращение образования в непосредственную производительную силу требует от работников принципиально нового уровня общей и специальной подготовки. В этой связи должны быть реализованы основополагающие функции:
1) формирование выпускника в качестве работника, реализация и развитие его физических и умственных способностей, предоставление ему определенного уровня знаний, привитие профессиональных умений и навыков, повышение квалификации. Именно с рассматриваемой функцией сопрягается понятие «человеческий капитал» [6];
2) разработка новшеств в области лесотехнического, технологического и организационного характера и использование новейших научных заделов в преподавательской деятельности;
3) создание «эмерджентного эффекта» дополнительной производительной силы (потенции), реализующейся в приросте производительности труда и сокращении суммарных затрат живого и овеществленного труда на единицу инновационного продукта;
4) организация опережающего обучения в процессе создания новых знаний за счет интеграции академической науки, непосредственно учебного процесса и производства;
5) эффективное использование «природных условий» – лесных ресурсов как важнейшего фактора, определяющего возможности удовлетворения материальных потребностей людей, уровень производительности труда. Новые функции, определяющие место профессионального образования в системе общественного воспроизводства, реализуются в росте производительности труда.

Главной стратегической целью модернизации сферы профессионального образования является повышение производительности труда на основе развития высокотехнологичного лесопромышленного потенциала региона, стремление к достижению совокупного ценностного (1) эффекта от инновационных образовательных продуктов. За основу определения совокупного ценностного эффекта от предоставляемых инновационных образовательных продуктов с высокой добавленной стоимостью приняты совместные выгоды для потребителя и поставщика, отражающие их интересы.

Для достижения главной цели образовательные учреждения в составе кластера решают следующие задачи:
1) адекватное реагирование на растущую объективную потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов;
2) повышение совокупного ценностного эффекта от инновационных образовательных продуктов путем объединения материальных, кадровых, информационных, финансовых ресурсов;
3) обеспечение соответствия полученной совокупности знаний и умений стандартным квалификационным требованиям, предъявляемым к рабочему месту (деловая или профессиональная компетенция работника);
4) эффективное использование образовательного потенциала для дополнительного опережающего обучения востребованных кадров;
5) развитие вузовской науки, нацеливаемой на инновационные разработки;
6) использование новейших научных заделов в преподавательской деятельности;
7) разработка сквозных образовательных программ по родственным специальностям разного уровня с позиции приобретения работниками новых компетенций, соответствующих требованиям нового технологического уровня экономики.

Совокупный ценностный эффект (рис. 2) от инновационных образовательных продуктов включает в себя различные виды эффектов: социальный, экономический, потребительский, технологический, экологический, эмерджентный.

Как видим из рис. 2, совокупный ценностный эффект многообразен, и это необходимо учитывать. Если исходить только из экономического ценностного эффекта, то объяснить реальные ситуации достаточно трудно.

Социальный ценностный эффект отражает социальное состояние, степень достижения нормативного уровня развития региона как социально-территориальной общности, измеряется показателями уровня жизни населения.

Экономический ценностный эффект связан с повышением степени реализации экономических интересов, определяющих потребительские выгоды.


(1) В отличие от стоимости ценность синтезирует в себе: во-первых, значимость совокупного инновационного образовательного продукта (во всей его возможной многогранности) для удовлетворения потребности человека, и во-вторых, затраты труда человека (в денежном  выражении – цену образовательного продукта) на приобретение данного продукта.


Технологический ценностный эффект характеризует процесс интенсификации использования лесных ресурсов.

Одним из потребительских ценностных эффектов, определяющих потребительские выгоды, является квалификация выпускника. Квалификация может повышаться за счет приобретения работниками новых компетенций, получения нескольких рабочих профессий.

Другим важным потребительским эффектом являются низкие издержки (затраты) потребителей на формирование компетенций и личных качеств выпускника, необходимых на производстве. Потребительские затраты (издержки) в совокупном выражении включают не только денежные, но и временн.ые затраты, связанные с приобретением новых образовательных продуктов.

Конкретизация потребительских ценностных эффектов позволяет в значительной мере определить воспринимаемые потребителями выгоды от принятия инновационных образовательных продуктов, обладающих определенной совокупной ценностью. Это, в свою очередь, обусловливает потребительское поведение, которое реализуется посредством потребительского выбора.

Экологический эффект связан с уровнем использования лесных ресурсов, повышением экологичности и снижением природоемкости производимой продукции, улучшением среды обитания населения.

Экологический ценностный эффект имеет две взаимосвязанные тенденции: во-первых, подготовка кадров специалистов по охране окружающей среды и природопользованию, пропаганда силами ученых образовательного кластера элементов экологической культуры среди населения и, во-вторых, расширение научных исследований в данной области. В качестве перспективных предметных сфер исследований следует отметить весьма значимый для России и Республики Коми комплекс лесоэкономических проблем, связанных с «асимметрией» интенсификации развития лесного хозяйства и лесной промышленности и с влиянием этого фактора на размещение лесоперерабатывающих производств, пропорции устойчивого развития лесного сектора, на параметры лесохозяйственного воспроизводства, на использование природных процессов в качестве решающих средств интенсификации лесохозяйственного производства.

Эмерджентный ценностный эффект состоит в том, что инновационный образовательный продукт порождает «синергетический эффект» дополнительной производительной силы (потенции), реализующейся в приросте производительности труда и сокращении суммарных затрат живого и овеществленного труда на единицу совокупного инновационного продукта.

Повышение совокупного ценностного эффекта связано с необходимостью реализации основных принципов:
1) единые сквозные образовательные программы – для подготовки кадров на перспективные рынки труда с позиции приобретения работниками новых компетенций, соответствующих требованиям нового технологического уровня экономики;
2) анализ возможности имеющегося образовательного потенциала учреждений  профессионального образования кластера для дополнительного опережающего обучения востребованных кадров;
3) сопряжение (синтез) интересов представителей бизнеса, образования и науки по содержанию подготовки и переподготовки кадров, при активной поддержке государства;
4) организационное, учебно-методическое, учебно-воспитательное, научное и информационное взаимодействие между всеми субъектами кластера;
5) формирование компетенций и личных качеств выпускника, необходимых на производстве (ответственность, умение принимать решения, коммуникативность);
6) подготовка новых специалистов и повышение квалификации с учетом требований современного производства;
7) единство учебного, научного и инновационного процессов должно определяться ключевыми направлениями активизирующейся федеральной и региональной лесопромышленной и инновационной политики.

Таким образом, каждый ценностный фактор, входящий в совокупную ценность, имеет определенную значимость для потребителя.

Стремясь к оптимальному выбору, потребитель желает приобрести образовательный продукт, ценность которого обусловливается совокупным потребительским ценностным эффектом. Среди множества представленных аналогичных образовательных продуктов потребитель сравнивает ценность продуктов разных производителей по совокупной потребительской ценности инновационного образовательного продукта (ИОП) по таким факторам, как качество реализации, цена, востребованность рынком труда, информированность. С этих позиций нами предлагается модель оценки уровня совокупной потребительской ценности ИОП с учетом значимости каждого ценностного фактора.

Для расчета уровня совокупной потребительской ценности ИОП разработана методика интегральной оценки, предлагающая рассматривать такой уровень (критерий) как функцию ряда переменных:

где  – уровень совокупной потребительной ценности ИОП;
К – качество;
Ц – цена;
В – востребованность;
И – информированность;
F – факторы, определяющие уровень совокупной потребительской ценности ИОП.

Уровень (индекс) совокупной потребительской ценности ИОП определяется по формуле

где  – значение показателя, описывающего i-й элемент критерия;
 – весовой коэффициент, определяющий вклад i-го фактора в общее значение критерия (при этом  
n – количество параметров совокупной потребительской ценности ИОП.

Ценность образовательной услуги для каждого субъекта различна и будет определяться той выгодой, которую он получит в итоге. По мнению авторов, лучшим способом определения ценности образовательской услуги является использование экономико-социологического опроса непосредственно потребителей.

Методика проведения экспертного опроса была разработана в результате анализа литературы [7]. Объем выборки (n) определен по формуле (3), предельная ошибка выборки  для случайного бесповторного способа найдена по формуле (4) [8].

Объем необходимой выборки:

предельная ошибка выборки:

где t – коэффициент доверия, зависящий от того, с какой вероятностью определяется предельная ошибка;

 – стандартное отклонение для выборочных данных;
n – объем выборки;
N – объем генеральной совокупности.

Подставив необходимые значения, получим объем необходимой выборки, равный 100 респондентам, при предельной ошибке выборки, равной 5.

Особенно важно определение коэффициентов значимости исследуемых факторов. Они определяются экспертным путем и показывают, какой из факторов важнее, каким фактором можно поступиться и, наоборот, на какой фактор надо обратить больше внимания, выделить больше ресурсов. Для каждого фактора критерия совокупной потребительской ценности ИОП введены коэффициенты весомости, которые подбирались в зависимости от значимости показателя методом экспертного оценивания [9]:

В этом случае формула для расчета уровня совокупной потребительской ценности ИОП имеет следующий вид:

В числовом эксперименте для оценки факторов, определяющих уровень ценности сквозной образовательной программы по направлению подготовки 080100 «Экономика», провели опрос потребителей (представителей государства, работодателей, студентов и их родителей) относительно других представленных программ.

Их попросили дать оценку качества, цены, доступности и информированности по пятибалльной шкале, где единица – минимальный балл, пять – максимальный.

Общий объем выборки составил 100 респондентов. Определив среднее значение балльной оценки для каждого фактора как среднегеометрическое, а также используя формулу (3), получили следующие результаты (табл. 1).

Первичная обработка выборочной совокупности социологических анкет проводилась с помощью прикладного пакета «Excel 97». Подбор модели и дисперсный анализ проведены с помощью прикладных пакетов «Statistica», «Matlab», «Formula», «Derive5».

Выполнение расчетов показало, что самую низкую оценку получил фактор  «Информированность», а самую высокую – факторы «Качество» и «Цена». В целом это определило интегральную оценку ИОП. При создании ИОП ожидаемая потребительная оценка должна совпадать с фактической предлагаемой ценностью ИОП.

Данная модель является основой для методики исследования потенциала инновационных изменений для модернизации ИОП. К достоинствам предлагаемого метода следует отнести использование единого наглядного критерия, дающего информацию о совокупной потребительской ценности инновационного образовательного продукта с высокой добавленной стоимостью, а в динамике – и о качестве ее роста. Показатель уровня совокупной потребительной ценности позволяет определить соответствие развития кластера его ресурсно-образовательному потенциалу и изменяющимся объективным потребностям общества в подготовке специалистов.

Маркетинговая оценка инновационного образовательного продукта направлена на создание условий для повышения конкурентоспособности образовательных учреждений в составе кластера на рынке образовательных услуг и привлечения инвестиций в образовательную сферу на основе оптимального взаимодействия с рынком труда. Ориентация на образовательно-маркетинговую среду является действительно объективным подходом к оценке деятельности вузов в интересах существенного повышения качества образовательных услуг. Такой подход к исследованию маркетинговых изменений будет способствовать реализации главного критерия эффективности образовательной деятельности – удовлетворения запросов потребителя.

Используемые источники
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. –Т. 26. – Ч. 1. – С. 414.
2. Черковец В. Образовательная сфера: взаимодействие с материальным производством в инновационном развитии экономики // Российский экономический журнал. – 2009. – № 9–10. – С. 65.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 (официальный текст по состоянию на 15 апреля 2002 г.). – М. : ИНФРА-М, 2000.
4. Большаков Н.М., Жиделева В.В. Обобществление региональной образовательной сферы как фактор повышения конкурентоспособности // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2009. – № 1. – С. 78–85.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 23.
6. Черковец В. Категория «человеческий капитал» в общей экономической теории: исторический взгляд и содержательное определение // Российский экономический журнал. – 2009. – № 7–8.
7. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок. – М. : Статистика, 1980.
8. Теория статистики : учебник / под ред. проф. Г.Л. Громыко. – М. : ИНФРА-М, 2000.
9. Коробов В.Б. Сравнительный анализ методов определения весовых коэффициентов, влияющих факторов // Социология. – 2005. – № 20.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».