Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2012 год | Статьи из номера N6 / 2012

Продвижение мобильных приложений

Прокопеня Н.Я.,
интернет-маркетолог
«EXP (CAPITAL) LIMITED», MBA

СтрежВ.М.,
магистр экономических наук,
преподаватель кафедры менеджмента
УО «БГУИР»,
специалист по маркетингу
 ООО «Дженерэйшн-Пи Консалтинг»

Пархименко В.А.,
к. э. н., доцент,
заведующий кафедрой экономики
УО «БГУИР»

Рассматриваются динамика рынка мобильных приложений, а также основные инструменты продвижения на этом рынке.

Рынок программных приложений для мобильных устройств на сегодняшний день представляет собой уникальное явление в мире бизнеса.

Зародившись всего лишь 5,5 лет назад – в январе 2007 г., когда компания Apple выпустила свой первый iPhone, потребовавший разработки сопутствующих программных продуктов нового класса, – уже к концу 2011 г. рынок достиг объема продаж в 8,5 млрд долл. А к 2016 г. совокупные продажи мобильных приложений в мире составят (по прогнозам компании ABI Research) не менее 46 млрд долл. [1].

Как полагает глава компании Mobilewalla Аниндия Датта, рынок мобильных приложений стал самым быстрорастущим потребительским рынком за всю историю бизнеса [2].

Невероятная стремительность, которой характеризуется развитие этого рынка, огромное влияние и глубокое проникновение почти во все сферы жизни без исключения, высокий уровень конкуренции и зрелости удивительным образом сочетаются со сравнительно малым сроком его существования, приводящим к тому, что опыта ведения бизнеса, и в частности продвижения и продаж своих продуктов, которым располагают компании-разработчики мобильных приложений, явно недостаточно.

Как продвигать программные продукты на рынке мобильных приложений?

Работают ли здесь привычные схемы, опробованные и зарекомендовавшие себя на других рынках? Что должна включать эффективная стратегия продвижения?

Рынок все еще находится в поиске ответов на эти вопросы…

Рынок мобильных устройств

Под рынком мобильных приложений понимают рынок программных продуктов, доступных для использования с помощью смартфонов и планшетных компьютеров, или, попросту: планшетов.

Как следствие, рынок мобильных приложений самым тесным образом связан с ситуацией и перспективами развития рынка соответствующего аппаратного обеспечения.

По данным, обнародованным компанией Ericsson, число пользователей мобильной связи в мире по состоянию на февраль 2012 г. превысило отметку в 6 млрд человек, а средний ежегодный прирост пользователей составляет 13% [7].

Количество пользователей мобильных устройств, безусловно, ниже, однако также представляет собой значительную величину. Приводимые специалистами оценки колеблются в пределах от 400 млн (по оценке Валентина Мерзликина, компания Alawar) до 1,08 млрд, по оценке Infographic: Mobile Statistics, Stats & Facts 2011. Схожие цифры приводят и специалисты уже упоминавшейся компании Ericsson, которые отмечают, что за 2011 г. число пользователей мобильного  широкополосного доступа выросло примерно на 60% и приблизилось к 1 млрд человек.

Благоприятными выглядят и прогнозы дальнейшего развития ситуации на рынке. Как отмечают аналитики компании Canaccord Genuity, если количество проданных в 2011 г. смартфонов составило 480 млн устройств, то уже в наступившем 2012 г. объем их реализации может увеличиться до 640 млн единиц [8]. Высокие темпы роста прогнозируются и для рынка планшетов. Так, согласно прогнозам компании Gartner, продажи планшетов в 2012 г. составят порядка 103 млн единиц и уже в 2015 г. возрастут до 327 млн устройств в год.

Предположительно в 2014 г. ожидается превышение количества пользователей мобильных устройств над числом пользователей стационарными компьютерами (рис. 1).

Предсказывают аналитики и дальнейший рост мобильного интернет-трафика, который, как ожидается, уже в ближайшие несколько лет обгонит обычный, проводной трафик, используемый при стандартном интернет-подключении. Так, согласно данным компании Akamai, мобильный трафик в США только за 2010 г. увеличился в 2 раза. Более того, прогнозируется что к 2015 г. количество пользователей мобильного Интернета в США превысит число абонентов фиксированного проводного доступа.

Ожидаемое увеличение продаж мобильных устройств, которое можно объяснить постоянным расширением функциональных возможностей, доступных для использования их обладателями, а также постепенным снижением среднерыночной стоимости таких устройств в совокупности с увеличением объема мобильного интернет-трафика, создают благоприятную конъюнктуру на рынке разработки мобильных приложений.

Объем и краткая характеристика рынка мобильных приложений

В отличие от рынка традиционного программного обеспечения рынок мобильных приложений не  имеет явно выраженного лидера, каковым была в свое время корпорация Microsoft с ее операционной системой Windows и пакетом Microsoft Office. На рынке мобильных приложений представлено несколько равнозначных платформ (Android, BlackBerry OS, Symbian, iOS и др.), большое количество производителей и магазинов приложений, что создает сильную конкуренцию и вносит элемент определенной непредсказуемости развития ситуации.

Производители. Долгое время лидером на рынке смартфонов была финская компания Nokia, продававшая больше всех смартфонов в мире. Однако во второй половине 2011 г. ситуация изменилась, и на сегодняшний день лидерство принадлежит южнокорейской компании Samsung.

Вторым по значимости производителем смарфтонов является компания Apple – разработчик одного из самых популярных смартфонов в мире – iPhone.

К слову, несмотря на то что продажи iPhone уступают своим южнокорейским конкурентам в количественном выражении, в денежном эквиваленте компания Apple является бесспорным лидером рынка смартфонов, агрегируя более 50% совокупной прибыли всех производителей мобильных телефонов в мире.

Замыкает тройку лидеров разработчик BlackBerry компания RIM, переживающая, однако, не лучшие времена и теряющая свои позиции на рынке. С учетом этого эксперты не рассматривают компанию RIM в качестве основного игрока в ближайшей временной перспективе и прогнозируют сохранение позиций Apple и Samsung как ведущих производителей смартфонов.

Платформы. Самой популярной является платформа Google Android. Второе место среди разработчиков мобильных операционных систем принадлежит компании Apple и ее платформе iOS.

Третье место у операционной системы RIM BlackBerry, на пятки которой наступают Windows Mobile, Palm/WebOS и Symbian, разрабатываемая основанным в 1998 г. консорциумом ряда компаний – производителей мобильных телефонов и еще в феврале 2010 г. являвшаяся самой популярной операционной системой для мобильных устройств.

Рынок в цифрах. По данным на февраль 2012 г., общее количество представленных на рынке мобильных приложений превысило отметку в 1 млн приложений и продолжает расти, пополняясь в среднем на 2 тыс. приложений еженедельно.

В стоимостном выражении в 2011 г. рынок достиг отметки 8,5 млрд долл., которые включили сумму поступлений от прямых продаж платных мобильных приложений, продаж контента внутри приложений, продаж подписок и размещения рекламы, а также комиссий онлайн-магазинам и сотовым операторам.

Несмотря на значительные темпы роста, характерные для рынка мобильных приложений, оптимистический прогноз по достижению совокупного оборота в 15,1 млрд долл. уже в 2011 г., высказанный аналитиками компании Gartner [9], не оправдался: реальные показатели оказались почти в 2 раза ниже. Тем не менее аналитики предсказывают хорошие перспективы развития рыночной конъюнктуры и планируют увеличение оборота к 2016 г. в 5,4 раза, до 46 млрд долл.

Прогнозируют эксперты и изменение структуры выручки. Так, если по итогам 2011 г. основной доход на рынке принесли продажи самих мобильных приложений, то уже в наступившем 2012 г., согласно расчетам компании ABI Research, мировая выручка от продажи контента внутри приложений (in-app purchases) превысит поступления от продажи платных приложений. Иными словами, ожидается, что потребители будут больше тратить на внутренние покупки, чем на приобретение самих приложений.

Между тем общее количество загрузок мобильных приложений, выполненное пользователями в 2011 г., составило, по данным компании Juniper Research, 31 млрд загрузок [9].

Основные сегменты рынка мобильных приложений

Рынок мобильных приложений можно условно разделить на ряд сегментов:

1. Информационный сегмент, представленный мобильными версиями средств массовой информации: газет, журналов, новостных и аналитических порталов.

2. Рынок коммуникаций и социального общения. Люди активно пользуются мобильными устройствами для общения и выхода в социальные сети. Согласно данным Infographic: Mobile Statistics, Stats & Facts 2011 91% обладателей смартфонов пользуется мобильными версиями популярных социальных сетей, в то время как среди пользователей обычных персональных компьютеров эта доля составляет всего 79% [10].

3. Развлекательный сегмент представлен различными развлекательными порталами, а также многочисленными игровыми мобильными приложениями. Этот сегмент характеризуется высокими темпами роста.

4. Одним из самых перспективных и быстроразвивающихся сегментов является рынок  мобильных платежей. Развитие технологии NFC (коммуникаций ближнего поля) и ее активная поддержка популярными мобильными платформами дают все основания предполагать, что в ближайшем будущем доля платежей, совершаемых с помощью мобильных устройств, будет только расти.

5. Хорошие перспективы для развития и у рынка мобильной электронной коммерции. Различные онлайн- и оффлайн-магазины, давно и прочно завоевавшие популярность в сети Интернет, будут все активнее выходить на мобильный рынок, чтобы быть доступными своим клиентам и через мобильные устройства. Как ожидается, к 2014 г. объем мирового рынка мобильной коммерции достигнет показателя 22,5 млрд долл.

6. Широкие функциональные возможности, обеспечиваемые современными мобильными устройствами, экраны которых позволяют не только обмениваться sms или mms, но и в хорошем качестве отображать фотографии или видео, придают совершенно новую значимость рынку контента, под которым сейчас следует понимать книги, музыку и кино.

7. Эти же особенности вкупе с поддержкой таких функциональных возможностей, как  геопозиционирование, создают хороший потенциал для развития сегмента мобильной рекламы. Как отмечают специалисты, расходы на мобильную рекламу в 2011 г. превысили 1 млрд долл.

Мобильные приложения и сервисы, наиболее востребованные рынком

Что же продают на рынке мобильных приложений? Рассмотрим, какие мобильные сервисы и приложения наиболее популярны у пользователей смартфонов.

По оценкам Infographic: Mobile Statistics, Stats & Facts 2011 наиболее востребованными сервисами являются различные игры, сервисы прогноза погоды и различные карты и системы навигации (рис. 2).

Тройку наиболее часто скачиваемых приложений в 2011 г. составили: игра Angry Birds, мобильная версия социальной сети Facebook и мобильная версия Skype.

В ТОП-10 также вошли: Angry Birds Rio, Google Maps, iBooks, Angry Birds Seasons, Fruit Ninja, Talking Tom Cat и Twitter [11].

Как видим, наибольшую долю рынка занимают игры. Они же пользуются наибольшей популярностью среди пользователей. Так, пользователи iPhone могут выбирать из порядка 79 000 игр, представленных на рынке. Кроме того, рынок предлагает 46 000 игр для Android и около 29 000 – для iPad.

География продаж на рынке мобильных приложений

Проследим за географией продаж мобильных приложений на основе данных о количестве скачиваний за неделю, приводимых Peter Farago из компании Flurry Analytics [12].

Как видно из представленной выше диаграммы (рис. 3), явным лидером по числу скачиваний являются США – 42,3% от всех скачиваний. Подобный результат не выглядит удивительным по той причине, что 41% от 246 млн смартфонов, проданных в мире в последнюю неделю 2011 г., были реализованы именно в США.

Вторым по значимости рынком мобильных приложений является рынок Китая,  демонстрировавшего на протяжении 2011 г. наиболее завидную динамику роста доли, занимаемой на рынке. На сегодняшний день доля этой азиатской страны составляет порядка 18% всего мирового рынка, и, как отмечают аналитики, перспективы для ее дальнейшего увеличения еще не исчерпаны.

Замыкает тройку наиболее важных региональных рынков рынок Великобритании.

Специфика продаж мобильных приложений и тенденции развития магазинов мобильных приложений

Существует несколько каналов продаж мобильных приложений:
1. Использование прямого трафика, предполагающего, что посетители будут напрямую вводить адрес сайта, на котором расположено приложение, в своем браузере.
2. Использование поискового трафика, подразумевающего, что пользователи будут попадать на сайт с приложением через различные поисковые системы по ключевым словам-запросам.
3. Pre-install или предустановка приложений в телефоны – сравнительно редко используемый способ, практикуемый тем не менее рядом производителей.
4. Прямые загрузки – теряющий популярность способ доставки приложения потребителю. Некоторые платформы (такие, например, как iPhone) и вовсе отказались от его использования.
5. И наконец, распространение через различные магазины мобильных приложений – наиболее востребованный сегодня способ продажи мобильных приложений.

После появления в 2008 г. первого магазина App Store компании Apple, именно интернет-магазины стали основным каналом продаж мобильных приложений.

Простой доступ к каталогу программ, большой выбор приложений на любой вкус (а на сегодняшний день в одном только магазине App Store насчитывается более 550 тыс. приложений), невысокая стоимость большинства приложений (а многие из них и вовсе распространяются бесплатно) стали теми ключевыми факторами, которые предопределили высокую популярность магазинов по продаже приложений у пользователей. 70% дохода от выручки (а именно столько получают разработчики при продаже своих приложений через App Store) делают продажи мобильных приложений через такие магазины привлекательными и для их создателей.

О популярности такой модели продаж говорит наблюдаемый рост количества появляющихся на рынке магазинов и числа предлагаемых в них приложений.

В общей сложности количество наиболее известных магазинов по продаже мобильных  приложений превышает 100, хотя далеко не все из них можно назвать действительно значимыми игроками на этом рынке. К числу последних следует отнести 2 магазина: Apple App Store и Android Market компании Google. Заслуживают упоминания и такие площадки, как:
– Samsung Application Store;
– LG Application Store;
– BlackBerry App World;
– Ovi Store компании Nokia;
– Symbian.

Безусловным лидером рынка мобильных приложений по-прежнему являются компания Apple и ее магазин App Store (рис. 4). Несмотря на то что в последнее время рыночная доля, занимаемая этой компанией, существенно уменьшается, по оценке портала Mobilewalla, ей по-прежнему принадлежит 59,95% (590 138 приложений) от общего количества приложений. Для сравнения в 2010 г. компания контролировала 82,7% рынка при обороте в 1,8 млрд долл.

На 2-е место по итогам 2011 г. вышел магазин Android Market компании Google – 32,54% приложений, или свыше 320 тыс. в количественном выражении.

Годом ранее Android Market замыкал пятерку лидеров со 102 млн долл. Прибыли и рыночной долей всего в 1,3%. Однако наивысшие темпы роста, которые показывал Android Market (861% в 2010 г.), позволили ему всего за год стать вторым по значимости игроком на рынке.

3-е место – у BlackBerry App World – 4,42% (43 544 приложений), 4-е – у Windows Phone 7–3,6%, или более 35 тыс. приложений соответственно.

Как утверждает компания Mobilewalla, самый быстро растущий магазин мобильных приложений – Android Market, в котором каждый день добавляется около 570 новых приложений для операционной системы Android. Вторую строчку этого рейтинга занимает App Store: ежедневный прирост новых приложений составляет порядка 450 штук.

Однако несмотря на завидные темпы роста, демонстрируемые Android Market, лидером на рынке мобильных приложений почти по всем показателям является App Store, который только в версии для iPhone зарабатывает в 4 раза больше, чем Android Market. Суммарная выручка App Store в версии для iPad превышает показатели Android Market в 2 раза. И, как прогнозируют эксперты, несмотря на то что в ближайшие несколько лет рыночная доля, занимаемая App Store, будет и далее снижаться, это не помешает компании увеличивать поступление прибыли.

Обзор моделей монетизации, используемых разработчиками игровых приложений

В области мобильных приложений, в частности игр, широко применяются всего три модели монетизации, в рамках которых каждая из компаний-разработчиков реализует свои собственные идеи о том, как и за что заставить платить пользователя.

Pay-to-Play-модель. Игровые приложения, использующие эту модель монетизации,  предполагают, что для полноценной игры пользователю необходимо, во-первых, сначала купить приложение, а во-вторых, регулярно вносить абонентскую плату.

Free-to-Play-модель. Игровые приложения, которые можно скачать совершенно бесплатно или за символическую плату (как правило, не превышающую 0,99 долл.). Другим источником дохода для разработчика такого рода приложений может служить размещение рекламы. Однако в чистом виде такая бесплатная модель используется сравнительно редко.

Freemium-модель. Одной из разновидностей Free-to-Play-модели является Freemium-модель, или модель условно бесплатного распространения приложений.

С Free-to-Play-моделью ее объединяет то, что скачать такое приложение чаще всего можно совершенно бесплатно. Более того, зачастую разработчики дают пользователю возможность бесплатного использования базовой версии игры, но предусматривают при этом ряд ограничений.

Так, игрок может быть ограничен количеством бесплатно предоставляемых фишек, возможностью участвовать в определенных турнирах, ему может быть недоступна часть функциональности или внутриигровых артефактов.

Предоставление возможности бесплатного скачивания и использования приложения фактически  снимает входной барьер – пользователь ничего не теряет, кроме времени, потраченного на ознакомление с приложением.

Наличие разного рода ограничений необходимо для того, чтобы создать у пользователя ощущение того, что в базовой версии игры ему чего-то не хватает, и таким образом спровоцировать его на покупку различного рода premium-услуг, чтобы снять эти ограничения.

Среди услуг, которые наиболее часто предлагаются для покупки в premium-версиях игровых  приложений, можно выделить следующие: – снятие функциональных ограничений, имеющихся в базовой версии (как правило, это касается сложных, богатых на функционал проектов);
– уменьшение количества или полное удаление отображаемой пользователю рекламы;
– расширенный вариант службы поддержки;
– дополнительные настройки безопасности/приватности;
– визуальное выделение premium-пользователей среди остальных.

Таким образом, доход, полученный от продажи premium-услуг, покрывает расходы разработчика на создание приложения, в том числе расходы на обслуживание бесплатных пользователей базовой версии игры [24].

С учетом сказанного выше наиболее перспективной для использования является Fremium-модель монетизации, предполагающая предоставление пользователям возможности бесплатного скачивания и включения в игру с последующей продажей различных VIP (Premium)-услуг.

Маркетинговые инструменты, наиболее часто используемые при продвижении мобильных приложений

Ключевые слова в описании в магазинах мобильных приложений. Использование  этого инструмента предполагает грамотный подбор специальных ключевых слов, которые будут служить ориентиром для поиска приложения в магазине.

И хотя, как шутят отдельные аналитики, механизм использования ключевых слов в магазине App Store не всегда понимают даже сами сотрудники компании Apple, тем не менее существуют определенные правила и ограничения. Так, количество символов, которое можно ввести в описании приложения, не должно превышать 100, а изменить введенное описание можно только при загрузке обновленной версии приложения. Данные обстоятельства предполагают тщательный подбор ключевых слов, сделанный на основе анализа поисковых запросов [3].

Обзор приложения на соответствующих информационных порталах. Достаточно  эффективный инструмент при условии, что приложение попадает в обзор на рейтинговых и пользующихся популярностью сайтах. Как отмечает один из российских разработчиков [4], если о приложении написано на iphones.ru, оно практически гарантированно попадает в ТОП-10 русского аппстора на 3–4 дня после публикации. Такой эффект достигается как самим фактом публикации, так и воздействием рассылаемых порталом «пуш-сообщений» (push notifications).

Минусом этого инструмента является то, что размещение обзора, как правило, платное. Стоимость такого рода услуги на российском рынке составляет от 100 до 250 долл. Что примечательно, на самых рейтинговых российских порталах, таких как уже упоминавшийся выше iphones.ru, обзор приложений является бесплатным. Однако авторы ресурса оставляют за собой право выбора приложений для обзора и, если то или иное приложение будет расценено ими как неинтересное, разместить информацию о нем будет практически невозможно.

В числе наиболее известных и рейтинговых сайтов, на которых можно разместить обзор приложения, можно назвать следующие:
– iphonefootprint.com
– allaboutiphone.net
– iphonedevsdk.com/index.php?p=advertise.
– iphoneapplicationlist.com
– iphoneappviser.com
– iphoneappreviews.net
– и ряд других [5].

Размещение баннеров на соответствующих информационных порталах. Не менее  эффективным инструментом для продвижения приложений является размещение баннерной рекламы на информационных порталах. Затраты на размещение баннера на портале iphones.ru составляют от 300 долл. и выше за неделю показа и, как показывает практика, в большинстве случаев окупают себя.

Платная реклама. Платная реклама может размещаться как на различных сайтах, так и в рекламных сетях, а также в других мобильных приложениях. Мнения об эффективности такого инструмента продвижения расходятся.

Плюсами платной рекламы являются:
– большой охват аудитории;
– широкие возможности таргетинга;
– удобная статистика;
– оперативность.

Среди недостатков:
– довольно высокая стоимость размещения на пользующихся популярностью сайтах;
– не всегда качественный трафик [6].

Вирусная реклама. Как и для многих других товаров, вирусная реклама является одним из эффективных средств продвижения мобильных приложений.

Реклама с оплатой за действия. Еще одним направлением в рекламе мобильных приложений можно назвать так называемую рекламу с оплатой за действия. При этом оплата взимается за клики (CPC), показы (CPM), время (fixed) или за действия (CPA), а в качестве действия могут рассматриваться такие события, как:
– звонок;
– регистрация;
– заполнение формы;
– загрузка (просмотр) контента (видео, купон, раздел сайта и др.);
– подписка;
– и др.

Размещение бесплатных демоверсий. Размещение бесплатных версий приложения нередко позволяет увеличить продажи платной версии. Парадокс объясняется тем, что подобный шаг разработчика словно говорит о его доверии к клиенту. Потенциальный пользователь, имеющий возможность попробовать приложение в действии, как правило, настроен более лояльно и, в случае если функциональные возможности продукта его не разочаровали, нередко приобретает полную платную версию приложения.

Использование социальных сетей. Продвижение в социальных сетях может дать очень хорошие результаты, особенно для игровых приложений. Уже сегодня большинство мобильных приложений интегрированы с Facebook, Twitter и другими популярными социальными сетями.

Пресс-релизы на новостных сайтах. Простой и недорогой способ рассказать о приложении, позволяющий поддерживать нужный информационный фон как вокруг приложения, так и вокруг его разработчика.

Пресс-релизы на тематических сайтах. Еще более эффективный способ создания информационного фона у целевой аудитории. Предполагает периодическую публикацию различных статей и пресс-релизов на тематических сайтах.

Публикации в тематических журналах. Не стоит сбрасывать со счетов и наиболее популярные печатные средства массовой информации.

Тематические форумы и блоги. Еще один хороший способ влияния на целевую аудиторию – рассказ о приложении на тех форумах или блогах, на которых она часто бывает. Так, например, есть смысл рассказать о приложении-тренажере по правилам дорожного движения на форумах, обсуждающих различные автошколы.

В заключение следует отметить, что, несмотря на многочисленность различных инструментов и способов продвижения мобильных приложений, рыночный успех такого рода программных продуктов – не всегда результат тщательно просчитанных усилий, зачастую – это плод удачного стечения обстоятельств, а также интуиции и даже безрассудности маркетологов. Малый «возраст» и динамизм рынка мобильных приложений только способствуют этому. Вместе с тем, те компании, которые в таких условиях отыскали пути к сердцу и кошельку клиентов (а среди них есть и несколько белорусских игроков), в полной мере воспользовались плодами победы на этом бурно растущем рынке.

Используемые источники
1. Cnews.ru. Рынок мобильных приложений вырастет до $46 млрд к 2016 г. 17 февраля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: cnews.ru/news/line/index.shtml?2012/02/17/478097
2. DailyComm. Число мобильных приложений приблизилось к миллиону. 5 декабря 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: dailycomm.ru/m/16410/
3. Brook Lenox. App Store Keywords – Choose Wisely! 14 августа 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: onlinemarketingrant.com/app-store-keywordschoosewisely
4. Опыт продвижения в русском AppStore. 22 января 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: habrahabr.ru/blogs/macosxdev/136737/
5. Adsing. Продвижение мобильных приложений! 9 марта 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: adsing-gallery.blogspot.com/2011/03/blog-post_09.html
6. Лысков А. Продвижение мобильных приложений в мобинете [Электронный ресурс]. URL: slideshare.net/elenakotina/ss-6260538
7. Мельник А. Число пользователей мобильной связи в мире достигло 6 млрд человек. 24 февраля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: ain.ua/2012/02/24/74957
8. Ермак С. «Облака» – убийцы. «Эксперт Урал» № 4 (496). 30 января 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: expert.ru/ural/2012/04/oblaka – ubijtsyi/?n=8800
9. Cnews.ru. В 2016 г. пользователи купят мобильных приложений на $46 млрд 17 февраля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: cnews.ru/news/top/index.shtml?2012/02/17/478118
10. Infographic: Mobile Statistics, Stats & Facts 2011. Mon, Apr 4, 2011.
11. Рынок мобильных приложений: итоги 2011 г. [Электронный ресурс]. URL:  4pda.ru/2011/12/22/51998/
12. Peter Farago Holiday 2011: Breaking the One Billion App Download Barrier. [Электронный ресурс]. URL: blog.flurry.com/bid/79928/Holiday-2011-BreakingtheOne-Billion-App-Download-Barrier
13. О Freemium модели монетизации. 14 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: habrahabr.ru/post/110013/

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».