Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2006 год | Статьи из номера N5 / 2006

Взаимодействие планирования и маркетинга в управлении банками

Дружинин А.И.,


 
канд. экон. наук, начальник сводно-экономического
управления Главного управления Банка России по Ивановской области

Научный потенциал, накопленный в СССР в области планирования, в настоящее время практически не используется. На макро- и мезоуровне система планирования оказалась полностью разрушенной, и это происходит на фоне усиления в мировой науке и практике тенденций расширения его использования в сочетании с новыми концепциями планологии.

В отечественной науке все более популярной становится точка зрения, что план и рынок не противостоят друг другу, а образуют целостную систему регуляторов, являются взаимодополняющими элементами управления общественным хозяйством. В развитых странах возрастает регулирующая роль плана, влияние рыночных процессов все более ограничивается поистине национальными корпорациями, в которых на смену равновесным ценам приходят цены, формируемые по схеме «издержки плюс». Остается только удивляться тому, что в России, где около 90% доходов формируется в корпоративном секторе (доля крупнейших 100 компаний – производителей промышленной продукции составляет около 60%), сохраняется вера во всесилие рынка.

Вместе с тем система планирования в условиях рынка и перехода к нему должна претерпеть существенные изменения. Прежде всего они касаются системы целеполагания.

Разным уровням банковской системы присущи свои интересы и цели, а так как она является частью национальной системы, то они должны согласовываться с интересами общества. Укрупненная система целей, факторов и условий их достижения представлена на рисунке.


Рис. Система целей, факторов и условий их достижения

Возрождение и дальнейшее развитие системы планирования (долгосрочного, среднесрочного и текущего) должно сочетаться с ее адаптацией к новым условиям, чем предопределяется необходимость изменения соотношения общего, ресурсного и финансового планирований в пользу последнего; взаимодействия планирования и маркетинга.

Рыночная экономика не исключает применение, развитие экономических методов управления совокупным денежным оборотом страны, кредитными ресурсами, для чего создается фонд обязательных резервов, устанавливаются ставки рефинансирования, стандарты банковской ликвидности, применяется прямое кредитование банков, осуществляются операции с краткосрочными и долгосрочными ценными бумагами.

Роль банковской системы в рыночной экономике во многом определяется развитием маркетинга, значение которого заключается в активизации банковской деятельности, ускорении формирования банковской системы. Банковский маркетинг должен быть направлен на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на основе его результатов, привлечение вкладов в банки и формирование дальнейшего их поведения, расширение круга вкладчиков и повышение качества их обслуживания. Основными блоками маркетинговой деятельности являются управление продуктами, брендами коммерческих банков; анализ розничного и оптового банковских рынков; сопоставление рыночных возможностей с целями и ресурсами банков; планирование и разработка комплекса маркетинга для каждого из целевых рынков.

Особенности банковского маркетинга обусловлены не только тем, что он способствует коммерциализации банковской деятельности и эффективному использованию денежных ресурсов, но и спецификой денежного оборота, который является объектом всей банковской деятельности и на ускорение которого направлен маркетинг. Наряду с этим он должен быть нацелен на анализ и удовлетворение потребностей клиентов банка; быстрое, четкое и правильное проведение расчетов с поставщиками, покупателями, населением.

В конечном счете маркетинг в банковской сфере должен быть направлен на рациональное использование доходов и временно высвобождающихся средств в народном хозяйстве.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».