Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N6 / 2005

Маркетинг университетского дистанционного образования

Александравичюте Б.,
д-р социальных наук,
научный сотрудник Центра дистанционного образования
Университета Миколаса Ремяриса (Литва)

Крауютайтите Л.,
д-р социальных наук,
директор Центра дистанционного образования
Университета Миколаса Ремяриса (Литва)

Пячкайтис Ю.С.,
д-р социальных наук,
профессор, проректор по образовательной работе
Университета Миколаса Ремяриса (Литва)

Введение

В последнее десятилетие все возрастающий интерес ученых и практиков вызывают идеи «информационного общества» и «непрерывного образования». Одновременно растет заинтересованность в путях удовлетворения потребностей специалистов в повышении квалификации на протяжении всей их активной профессиональной деятельности.

С психологической точки зрения, эти потребности могут быть связаны с формальным и неформальным обучением, позволяющим специалистам последовательно развивать уровень профессионализма, качественно выполнять служебные обязанности, претворить в жизнь мечту о продвижении по ступеням профессиональной карьеры. С социологической точки зрения, повышение квалификации является центральным компонентом развития любой организации. Оно может включать потребности в периодической профессиональной подготовке персонала и его переподготовке в виде второго высшего образования, ведущего к изменениям в умениях и навыках специалистов, обеспечивающих вклад в продуктивную деятельность и успешное развитие организации.

Одним из многих общепринятых подходов к повышению квалификации сегодня является дистанционное обучение (ДО). В его теорию заложено множество технологически потенциальных возможностей, благоприятных для получения доступного образования и эффективной профессиональной подготовки [1, 2, 3].

Наше стремление расширять объем университетских услуг при помощи ДО должно быть подкреплено неординарными управленческими мерами. Причем особое внимание должно быть отведено маркетингу, который является объединяющим звеном в системе управления человеческими, материальными и финансовыми ресурсами [3, 5].

Однако несмотря на экспансию дистанционных университетских услуг эмпирические исследования подтверждают, что не только в Литве [6], но и в других странах [7] все еще намечается тенденция развивать ДО на основе учрежденческих интересов, которые очень часто не совпадают с интересами студентов и работодателей.

Следовательно, в таком контексте для многих из нас, кто несет ответственность за развитие университетских образовательных услуг, актуальными являются следующие вопросы.

1.

Какие инновационные управленческие меры, которые было бы целесообразно приспособить при организации ДО, предлагает нам теория маркетинга?

2.

Как и с какими намерениями эти теоретически значимые меры следует применять на практике?

3.

Каких конкретных результатов мы можем ожидать от применения средств маркетингового характера?

 

В статье отражен наш собственный опыт работы в Университете Миколаса Ремяриса (Литва). Этот университет был учрежден в последнем десятилетии прошлого века. Но, наверное, именно потому, что его академическая традиция еще не способна играть функцию главного цензора, довольно легко внедряются инновационные меры, в том числе политика дидактически значимых маркетинговых исследований. Особенностями данной политики мы и хотим поделиться с читателями в статье.

Концепция маркетингового мышления в контексте образования

Концепция маркетинга как стратегически важная философия или стиль управления организацией, составляющая основу академической политики, в системе продолжительного дистанционного университетского образования может звучать достаточно просто:


-

академический коллектив университета берет на себя обязательство производить учебные пособия (комплекты учебного материала) и создавать образовательные услуги, которые соответствуют потребностям специалистов, не исключая нужды самого академического коллектива и общества в целом;

-

для того чтобы это обязательство превратилось в реальную ценность, академический коллектив стремится: а) поддерживать долговременные и взаимовыгодные отношения с отдельными лицами и организациями труда; б) познавать их потребности; в) удовлетворять эти потребности, применяя меры активного их формирования и воздействия;

-

эти задачи академический коллектив выполняет через периодические и четко сегментированные исследования; создание и предложение адресным группам и индивидуальным клиентам образовательных продуктов и услуг, которые соответствуют их потребностям в виде четырехпараметрового маркетингового сочетания, подходящего для потребителя по 1) количественным и качественным характеристикам; 2) цене; 3) месту и видам доступности; 4) каналам коммуникативного общения, обеспечивающим клиента информацией о пользе образовательных услуг и возможностях выбора.

 

Образовательные маркетинговые исследования

Как показывает практика [17, 18], как на предприятиях промышленности, так и в образовательных учреждениях маркетинговые исследования применяются в качестве прагматичного подхода к оценке образовательного спроса: следуя результатам оценки спроса, выбирается платежеспособная адресная группа, определяется конкурентоспособность учреждения и разрабатывается «маркетинговое сочетание» продуктов, соответствующее принятой оценке потребностей данной адресной группы. Если термин «спрос» мы понимаем как потребность, основанную на платежеспособности рынка, то получается, что исследования образовательных потребностей на практике заменяются исследованиями платежеспособности, что означает поиск платежеспособного контингента.

Обзор научной литературы позволяет утверждать, что именно этот подход к маркетинговым исследованиям в сфере образования получает широкое распространение и в работах современных ученых [5, 14, 15, 18]. Безусловно, экономическая стратегия маркетинговых исследований может быть приемлема в учебном коллективе, если в условиях острой конкуренции он нуждается в повышении прибыли путем расширения и укрепления своей позиции на рынке. Однако, следует подчеркнуть, что эта точка зрения выражает чисто коммерческий подход, который имеет слишком мало общего с традиционными ценностями образования. Поэтому его применение в университетской практике в чистом виде возможно только тогда, когда мы готовы отречься от некоторых академически важных атрибутов, рискуя их и вовсе потерять.

Проще говоря, чисто коммерческий подход к маркетинговым исследованиям в сфере высшего образования имеет мало общего с такими ценностями, как поиск научной истины и развитие научных знаний, забота о культуре общества в целом, интеллектуальная свобода, институционная автономия и многие другие духовные блага, в которых заключается фундаментальный смысл и отличительные черты университетской жизни. Поэтому проведенные маркетинговые исследования были направлены на выявление образовательных потребностей, познание которых направлено на улучшение качества образовательных продуктов. В Университете Миколаса Ремяриса применяются следующие три типа маркетинговых исследований:


-

разведочный;

-

диагностический;

-

пилотный.

 

Цель разведочных исследований — найти равновесие между потребностями в курсах ДО и их общим предложением, которое базируется на программах, реализуемых в отдельных регионах страны по отношению к специфическим группам потенциальных студентов.

Диагностические маркетинговые исследования проводятся во время принятия слушателей и студентов на отдельные курсы и по окончании каждого курса с целью помочь им выбрать подходящее «маркетинговое сочетание» учебных материалов и услуг.

С помощью пилотных маркетинговых исследований производится процесс экспериментирования, опрос обучающихся и оценивание (при помощи внутренних и внешних экспертов) того, как созданный в университете комплект учебного материала и сам учебный процесс курса удовлетворяют потребностям студентов.

Далее мы ограничимся обзором разведочных маркетинговых исследований и попытаемся понять организационные и методологические аспекты их проведения.

Политика разведочных маркетинговых исследований в университете развертывается по двум направлениям, ориентированным на поддержание гибкости системы ДО и на рациональный процесс создания и производства учебных пособий. Политика первого направления осуществляется на базе трехлетнего стратегического плана, который в университете является одним из основных документов организационной работы Центра дистанционного образования (ЦДО). В свою очередь политика второго направления внедряется Центром через стратегические планы отдельных факультетов университета.

Исследования первого направления связаны с задачей поддержания долговременных связей со специалистами и работодателями. Это дает возможность развивать партнерские отношения, разрабатывать стратегические планы развития системы ДО и гибко реагировать на изменяющиеся тенденции образовательных потребностей. В университете эти исследования проводятся Центром дистанционного образования и отдельными факультетами. Они охватывают различные адресные группы, для которых формальное обучение может строится по аккредитованным программам. В настоящее время университет располагает правом реализовывать различные программы юридической, управленческой и социально-политической направленности.

За проведение разведочных маркетинговых исследований второго направления ответственность в основном несут преподаватель или коллектив преподавателей отдельного курса ДО. На результатах исследований этого направления основывается проектная работа следующего порядка: 1) преподаватель нового курса создает свою дидактическую систему курса, выраженную в форме учебной программы; 2) с помощью исследований он проверяет, как его идеальная дидактическая система, по мнению потенциальных студентов, имеет возможность удовлетворять образовательные потребности; 3) опираясь на выявленные результаты, преподаватель создает и реализовывает проект подготовки комплекта учебных материалов нового курса. Во всем этом ему помогает Центр дистанционного образования.

В процессе работы применены количественные и качественные исследовательские методологии или интегрированный подход к ним [2, 18, 20]. Количественные методы использованы в контексте многочисленных адресных групп с целью выявления типологии потенциальных студентов, включая и характеристику типичного представителя из отдельной адресной группы. В малочисленных адресных группах исследования проводились на основе качественных методов, которые позволили познать образовательные потребности в индивидуализированной форме.

Разведочные маркетинговые исследования проводились на основе применения комплексов различных недорогостоящих эмпирических методов, как обзор документов и различные виды опроса — письменный (анкетный) опрос, который реализуется в очной форме или при помощи переписки по электронной почте; устный опрос, основанный на очной групповой беседе или интервью, которое в свою очередь реализуется в очной форме, а также по электронной почте или по телефону.

Далее нами будет охарактеризовано маркетинговое исследование, построенное на принципах количественной методологии и правилах анкетного опроса.

Разведочные маркетинговые исследования

Исследование было проведено за последнее полугодие 2004 года. Его объект — образовательные потребности в дистанционном обучении полицейских и служащих в комиссариатах Литвы. Цель исследования — выявить основные тенденции образовательных потребностей этой адресной группы, на основе которых было бы возможно спланировать и подстроить деятельность Центра дистанционного образования в университете. Теоретическую основу исследования составлял следующий комплекс взаимодополняющих предпосылок:


-

концепция «потребности», выражающаяся через понятие нужды, которая представляет собой мотивационную силу деятельности [21, 22, 23];

-

концепция дидактической системы ДО, основу которой составляют такие категории, как «направленность», «ресурсы», «общение» и «поддержка» [4];

-

концепция маркетингового подхода к сфере образования;

-

принципы количественной оценки, такие как «объективная достоверность», «репрезентативность», «валидность» и «надежность» исследования, а также правила анкетного опроса [20, 24].

 

В Литве на данный момент функционируют 84 комиссариата полиции, в которых служат 11 770 полицейских [25]. Комиссариаты являются территориальными институтами полиции страны и наряду с Департаментом полиции при Министерстве внутренних дел Литвы, институтами профессионального обучения и специализированными институтами полиции составляют систему полиции Литвы.

В анкетном опросе принимали участие 372 полицейских. Это число, по расчетам, основанным на методике В. Гайдиса [24], выражает величину репрезентативной и надежной выборки, формирование которой было одноступенчатым. В нашем случае выборка является надежной в соответствии со следующими параметрами: погрешность ± 5%, уровень надежности — 95%, дисперсия — максимальная. Выборка является репрезентативной, поскольку через случайный выбор респондентов все члены генеральной совокупности имели одинаковые возможности принимать участие в исследовании. Всего в исследовании приняли участие 256 мужчин и 116 женщин. Средний возраст респондентов составил 29 лет.

Во время исследования полицейским были предоставлены эмпирически проверенные анкеты, в которых использовались как открытые полуструктурированные, так и закрытые структурированные вопросы. В анкету вошли 27 вопросов (включая 5 вопросов, касающихся демографических данных). Групповое анонимное очное анкетирование было проведено на рабочих местах комиссариатов столицы Литвы — в Вильнюсе. В остальных региональных комиссариатах страны опрос был организован с помощью электронной почты. Данные, собранные при анкетном опросе, были обработаны с помощью программы SPSS; использовались номинальные и ранговые качественные шкалы.

Ниже приводятся данные ответов на 17 наиболее важных вопросов.

Образовательные потребности

Потребность — это жизненно важная нужда в чем-либо, которая свойственна человеку, как психическое состояние, выражающееся через интерес, желание, чаяние (ожидание), предпочтение и (или) стремление разрешить противоречие между «действительным и желаемым», т.е. между «тем, что есть, и тем, что должно быть» [21, с. 215]. Значит потребностью можно также считать и пробел между состоянием «реального минимума» и состоянием «идеального максимума» [18, 26]. Потребности являются мотивационной силой деятельности и возникают в результате действия внутренних и внешних побудителей [22, 23, 27].

Внутренние побудители в основном представляют собой систему ценностей, которая в виде внутренних «ресурсов» определяет направленность деятельности и самовыражение человека. Эта система недостаточно динамична. Поэтому познание ценностей на основе явлений или предметов, которым человек отдает предпочтение, позволяет нам прогнозировать его поведение. В роли внешних побудителей деятельности выступают разнообразные позитивные и негативные стимулы, связанные с «ресурсами» окружающей среды. Познание того, к чему человек относится позитивно, а к чему — негативно по отношению к окружающей среде, представляет нам возможность оказать рациональное воздействие как на внутренние, так и на внешние «ресурсы» человека путем усилий по созданию условий, благоприятных для удовлетворения его потребностей.

Из этого следует, что если мы намерены познать образовательные потребности, нам нужно исследовать, кроме всего прочего, интересы, оценки, желания, чаяния, предпочтения и (или) стремления респондентов, связанные как с их внутренней системой ценностей (направленностью человека), так и с внешними условиями (дидактической системы ДО), стараясь определить, к каким «ресурсам» респонденты относятся позитивно или негативно.

Эти мысли ведут к пониманию, что процесс исследования образовательных потребностей лучше всего строить по принципам таких методов, которые позволяют спросить людей и дают им возможность откровенно выразить свою позицию по интересующим нас вопросам. Основной вопрос, ответ на который мы хотели получить путем опроса, звучит так: какими качествами должна обладать дидактическая система дистанционного обучения (ДСДО), чтобы она соответствовала потребностям полицейских Литвы и создавала для них благоприятные условия, касающиеся удовлетворения их образовательных нужд?

Систему вспомогательных вопросов, которые мы задали респондентам в процессе опроса, составляют четыре категории, основанные на такие ключевых понятиях процесса ДО, как «направленность», «ресурсы», «общение» и «поддержка».

Итак, начнем со стратегических целей ДО потенциальных студентов. Как показывают результаты нашего опроса (рис. 1), если бы полицейские Литвы выбрали ДО, этот выбор у половины из них (51%) был бы обусловлен стремлением получить высшее образование. 46% респондентов хотели бы углубить свои знания; 27% желали бы продолжить учебу с целью получить второе высшее образование; 22% полицейских находят, что ДО было бы полезно им в качестве средства приобретения новейших профессиональных знаний, тогда как 15% имеют интерес в получении сертификата, а 9% учатся ради удовольствия.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Мой выбор дистанционного обучения был бы обусловлен стремлением ...»

Из этого следует, что развитие ДСДО, соответствующей образовательным потребностям респондентов, должно быть ориентировано на подготовку не только отдельных курсов, но и целых образовательных программ, создающих возможности для полицейских получить высшее (51%) и второе высшее образование (27%). В табл. 1 дается перечень предметов, которые наиболее интересны для респондентов нашего опроса. Из перечня становится ясно, что полицейские предпочитают юриспруденческие образовательные программы; немалое число опрошенных желает изучать отдельные курсы иностранных языков (22%), психологии (17%) и т.д. Именно эти положения и должны стать приоритетами в процессе подготовки учебных пособий.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «В поле моих интересов попадает изучение следующих предметов ...»

Предметы

Число студентов,%

Иностранный язык

22

Административное право

21

Судебное право

20

Психология

17

Гражданское право

15

Судебный процесс

13

Криминалистика

9

Полицейская тактика

8

Экономика

6

Менеджмент, информатика, международное право, конституционное право

5

Политическая наука, процесс административного права, история права

4

История, философия, оперативная деятельность

3

Процесс гражданского права, полицейская деятельность, медицина, логика, право Европейского Союза

2

Информатика, право, социология

1

 

На рис. 2 приводятся результаты оценки предпочтительных форм обучения.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Если решился (-ась) учиться, предпочел (-ла) бы...»

На вопрос «Если бы я выбрал учебу, то хотел, чтобы курсы были ...» около половины (44%) респондентов предпочитают достаточно интенсивные одномесячные курсы, немалое число (36%) также желают учиться, следуя менее интенсивным четырехмесячным курсам; 12% полицейских выражают интерес к медленному темпу обучения и только 8% предпочитают очень интенсивные курсы продолжительностью не более двух недель. Значит дидактическую систему ДО целесообразно развивать по принципу гибкости, создавая возможность полицейским выбирать курсы по степени интенсивности учебного процесса.

В итоге получается, что дидактическая система ДО, соответствующая образовательным потребностям полицейских Литвы, должна создавать возможность для обучения как по формальным юриспруденческим образовательным программам (78%), позволяющим получить высшее (51%) или второе высшее (27%) образование, так и по учебным программам неформальных курсов (31%). К тому же формальные курсы целесообразно организовать продолжительностью от четырех и более месяцев (48%), а неформальные курсы — от двух недель до одного месяца (52%).

Потребности в ресурсах ДО

К понятию ресурсов ДО мы можем отнести такие основные категории, как время, учебные пособия и деньги. Категория времени нам интересна в смысле восприятия респондентами их возможностей уделить его (время) учебе.

Как показывают результаты исследования, большинство респондентов (72%) находит то, что учебе они могли бы еженедельно уделять 5 часов, 17% опрошенных считают возможным уделять учебе более 10 часов в неделю, а 11% — менее 2 часов в неделю.

Если нехватка времени может считаться для респондентов препятствием к продолжительному ДО, то этого нельзя сказать об их возможностях пользоваться современными техническими и технологическими средствами информации и коммуникации. Более чем половина (55%) полицейских находит возможность пользоваться Интернетом на работе; 42% — дома; 30% — в библиотеке и только 10% респондентов считают, что у них нет никакой возможности пользоваться Сетью. Зато подавляющее большинство респондентов отмечает, что у них существуют возможности пользоваться телефоном (91%), видеомагнитофоном (75%) и магнитофоном (72%).

Так как 90% полицейских сообщили о возможности пользоваться Интернетом, становятся понятными данные, свидетельствующие о том, что большинство из них (71%) отдает предпочтение учебному материалу, доступному по Интернету, а 64% желает учиться по материалу, представленному на компьютерном диске. Но при всем этом более половины опрошенных (65%) также имеет интерес к учебному материалу в печатном виде, к тому же 55% желают получать по почте пакет учебного материала, тогда как незначительная часть (15 и 5%) тоже выбрали бы соответственно видео- или аудиокассеты.

За комплект учебного материала, соответствующего потребностям полицейских, более половины опрошенных (55%) готовы заплатить до 50 литов, 36% — до 100 литов, 5% — 150 литов. Только для незначительной части респондентов (4%) цена не имеет значения, так как у них есть возможность платить за пакет учебного материала столько, сколько он действительно стоит.

Как мы хорошо понимаем, основу учебного процесса ДО составляет не только и не столько методически подготовленный комплект учебного материала, сколько интерактивное общение, которое выражается в различных видах поддержки обучающихся. Наш опрос показал, что за такой курс, охватывающий комплект учебного материала и коммуникативные услуги, 32% респондентов могли бы заплатить до 100 литов; 20% нашли бы возможность заплатить до 300 литов; 19% — столько, сколько покажет фактическая цена курса; 14% — до 500 литов; 11% — до 1000 литов; 2% — до 2000 литов и 1% — более 3000 литов.

В итоге, данные, охватывающие анализ потребностей в ресурсах ДО, позволяют нам заключить, что в список основных качеств ДСДО можно включать следующие положения:


1)

создание возможностей выбора курсов по степени их интенсивности требует издания такого комплекта учебного материала отдельного курса, который был бы разделен на несколько самостоятельных модулей продолжительностью от 2 до 4 недель и более;

2)

ввиду того, что 90% полицейских имеет возможность пользоваться Интернетом и что большинство (71%) отдает предпочтение деятельности, связанной с использованием Интернета, в процессе производства учебного материала и при организации поддержки учебного процесса целесообразно применять различные компьютерно-технологические инструменты (выбирая, например, BlackBoard, WebCT, FirstClass, TopClass, EmbaNet , FrontPage или другую систему), позволяющие развивать электронное «онлайновое» ДО;

3)

при этом следует обратить внимание и на возможности применения альтернативы в виде компьютерных дисков и книг, высылаемых по почте, так как эти средства соответствуют потребностям более чем половины полицейских. К тому же, несмотря на то, что сравнительно небольшое количество полицейских имеет интерес к видео- или аудиокассетам, их потребности также должны быть учтены: в комплект учебного материала целесообразно включать аудио- или видеозапись на основе сочетания различных технологических решений (мультимедиа), так как этот подход позволяет снизить уровень рутинной работы и облегчает усвоение материала;

4)

данные о финансовых ресурсах обращают внимание на следующие параметры:

a)

цена комплекта учебного материала не должна превышать 50 литов, так как она соответствует платежеспособности всех полицейских; комплект ценой до 100 литов соответствует платежеспособности 45% респондентов; комплект стоимостью более 150 литов соответствует платежеспособности 9% полицейских;

b)

общее количество курсов может быть распределено на три категории: 1) ценой до 100 литов (100%); 2) ценой от 100 до 1000 литов (68%) и 3) стоимостью более 1000 литов (23%).

 

Потребности к общению в ДО

Как уже отмечено ранее, интерактивное общение является одним из фундаментальных условий учебного процесса. Во время опроса нам также было важно выяснить, какие виды, формы и время общения предпочитают полицейские Литвы.

Данные опроса относительно видов общения показывают, что более половины (58%) респондентов желают учиться в группе с другими студентами курса; 35% полицейских предпочитают консультироваться только с преподавателями; 7% хотели бы всего лишь приобрести обязательные учебные пособия, учиться самостоятельно, не пользуясь консультациями преподавателей.

Если следовать ряду вариантов, связанных с альтернативными формами интерактивного общения, возможными при организации процесса ДО, можно выявить предпочтения респондентов, которые распределяются следующим образом: большинство полицейских (77%) желает, чтобы интерактивное общение было организовано в форме очных лекций или семинаров, проводимых в обычной аудитории университета; к тому же более половины (62%) проявляет интерес к возможности переписки по электронной почте; менее половины (40%) желает, чтобы занятия проводились на рабочих местах; 22% опрошенных выразило желание присутствовать на видеоконференциях; 15% — общаться по телефону; 12% — переписываться по обычной почте; а менее 10% считают, что в процесс обучения целесообразно включать интерактивные радио- и телепередачи, интернет-занятия и другие формы общения. Интересно также заметить, что никто из респондентов не проявил желания посещать индивидуальные очные консультации.

Половина полицейских (50%) предпочитает, чтобы это общение было организовано по будням; 29% — по субботам; 23% — во время отпуска; 7% — по воскресениям; 5% — другое. Кроме того, 19% респондентов не высказали особых желаний по этому поводу. В суммированном виде эти данные выглядят следующим образом: 1) большинство полицейских (69%) предпочитает, чтобы занятия проводились по будням (50 + 19 = 69%); 2) более половины (55%) желает, чтобы занятия проводились по выходным (29 + 7 + 19 = 55%).

Время дня также имеет значение для общения между обучающимися и преподавателями. 30% полицейских желают, чтобы занятия проводились по утрам; 28% — по вечерам, тогда как 13% предпочитают общение во второй половине дня. Кроме того, 26% респондентов считают, что для них время общения не имеет особого значения. Но особенно удивляет тот факт, что только 3% респондентов выразили желание, чтобы учебные занятия происходили в свободное от работы время. Итак, большинство полицейских (67%) предпочитает, чтобы занятия проводились во второй половине дня (28 + 13 + 26 = 67%) и более половины (56%) желают, чтобы занятия проводились по утрам (30 + 26 = 56%).

Обобщая и подытоживая результаты приведенного выше анализа, касающегося потребностей интерактивного общения в ДО, мы можем выступить с предложениями нормативного характера, которые пополнят список основных качеств ДСДО следующими положениями.


1.

По отношению к видам интерактивного общения политика организации учебного процесса ДО должна развиваться по двум направлениям, основанным на осуществлении мер, поддерживающих групповую и индивидуальную учебную деятельность обучающихся. По этому типу потребностей сегмент полицейских распределяется именно на такие группы, объединяющие почти одинаковое количество специалистов (58/42%).

2.

Групповую учебную деятельность полицейских следует организовать не только в чистом «онлайновом» режиме, при помощи электронной почты и других компьютерных средств (что соответствует потребностям более чем 84% потенциальных студентов), но и с применением очных занятий, которые проводились бы в традиционной аудитории университета (потребность 77% потенциальных студентов) или на рабочих местах (потребность 40% потенциальных студентов). Индивидуальную учебную деятельность полицейских целесообразно организовать на основе компьютерных средств, позволяющих интерактивные связи между обучающимися и преподавателями. Кроме того, не следует отказываться от телефона, обычной почты, интерактивных радио- и телепередач, однако условия их применения в учебном процессе должны быть заранее оговорены ввиду того, что общение с помощью этих средств не попадает в список основных потребностей, выраженных полицейскими Литвы.

3.

Как групповое, так и индивидуальное интерактивное общение целесообразно организовать: а) по будням (69%) или по выходным (55%); б) во второй половине дня (67%) или по утрам (56%) Кроме того, время отпуска специалистов тоже может быть использовано при организации интенсивного цикла занятий, но спрос на это намечается только среди 23% полицейских.

 

Известно, что процесс дистанционного обучения требует крепких навыков: силы воли, ответственности и компетенции в самостоятельном планировании своего времени, организации деятельности и оценки собственных достижений. Но для того, чтобы взрослые студенты могли свободно и с полной отдачей пользоваться своими навыками в среде ДО, им нужна информация об этой среде, а также другие формы выражения поддержки.

Вопросы типа «кто, когда, где, как и какую академическую поддержку будет оказывать обучающимся» должны быть заранее обдуманы образовательным учреждением и представлены потенциальным студентам в виде понятной для них информации.

Особенно нас волнует вопрос, связанный с тем, как полицейские воспринимают дистанционное обучение, а также оценивают собственную компьютерную и интернет-грамотность. Это необходимо для того, чтобы на основе выявленных восприятий и оценок мы могли предвидеть, в какой дополнительной поддержке они могут нуждаться. Рациональный принцип предвидения подсказывает нам, что чем меньше точек соприкосновения с ДО имеют потенциальные студенты и чем хуже они оценивают собственную компьютерную грамотность, тем вероятнее могут оказаться наши предположения о необходимости их дополнительной поддержки.

Как показал опрос, более половины полицейских (62%) утверждают, что знают о дистанционном обучении только понаслышке, тогда как немного более четверти (26%) уверяют, что ясного представления о ДО они не имеют. Оказалось, что 6% респондентов имеют опыт ДО; еще 6% считают, что они довольно хорошо понимают принципы ДО.

Свою компьютерную грамотность полицейские оценивают следующим образом: 68% умеют пользоваться компьютером на среднем уровне, 19% — на хорошем; 12% — на плохом, а 1% респондентов утверждает, что вовсе не умеет пользоваться компьютером.

Что касается интернет-грамотности, то 65% полицейских оценивают свое умение пользоваться Интернетом как среднее, 21% — хорошее; 12% — слабое и 2% респондентов утверждают, что не умеют пользоваться Интернетом.

Какую дополнительную информацию мы можем извлечь, следуя этим данным? В самом деле, если только незначительное количество полицейских имеет опыт дистанционного обучения и такое же количество (6%) выражает уверенность в своей осведомленности о ДО, то мы можем предположить потенциальную необходимость дополнительного сервиса, направленного на то, чтобы помочь полицейским (88%) усвоить хотя бы основные навыки, позволяющие им эффективно пользоваться как предлагаемыми академическими услугами университета, так и технологическими средствами ДО. Этот сервис может быть предложен каждой группе начинающих студентов ДО в виде приложения к комплекту учебного материала, в форме инструктажа или отдельного курса, уже не говоря о предложении индивидуальных консультаций как с техническим, так и с академическим персоналом.

Предполагаемый комплекс маркетинга

Анализ, оценка и интерпретация данных об образовательных потребностях полицейских, работающих в комиссариатах Литвы, позволяют нам построить систему комплекса маркетинга для организации производственно-сбытовой деятельности учреждения, направленной на удовлетворение образовательных потребностей именно этой адресной группы (табл. 2).

Результаты маркетинговых исследований дали возможность сформулировать обоснованные предпосылки, необходимые как для партнерского сотрудничества с потенциальными студентами и их работодателями, так и для управления развитием образовательных продуктов и услуг ДО.

Таблица 2

Маркетинговая система развития ДО, соответствующая спросу полицейских Литвы

Объект

Качественная характеристика объектов и спрос

ПРОДУКТ

1. Курсы

А. Формальные юриспруденческие курсы (78%):
1) ведущие к высшему образованию (51%);
2) ведущие ко второму высшему образованию (27%)
Б. Неформальные курсы (31%) по следующим программам:
юриспруденция — административное (21%), судебное (20%) и гражданское право (21%), иностранные языки (22%), психология (17%), экономика (6%), менеджмент и информатика (5%)

2. Комплект учебного материала

А. Материал в виде следующих пособий:
- интернет-материал (типа WebCT и др.) (71%);
- печатные материалы (65%);
- компьютерный диск (64%);
- видео- (15%) и аудиокассеты (5%).
Б. Комплект разделен на несколько самостоятельных модулей продолжительностью от 2 до 4 недель и более.
В. Инструкция принципов пользования средствами ДО как приложение к комплекту учебного материала (88%)

3. Услуги

А. Возможны альтернативы академической поддержки:
1) обучение в группе (58%);
2) индивидуальная работа (42%).
Б. Дополнительный сервис по выбору студента:
1) инструктаж о дистанционном обучении (88%);
2) курс о дистанционном обучении (88%);
3) индивидуальные консультации с техническим персоналом по поводу учебы, основанной на использовании компьютера (81%) и интернета (79%)

ЦЕНА

Цена комплекта учебного материала

Возможны следующие три альтернативы:
1) комплект стоимостью до 50 литов (100%);
2) комплект ценой до 100 литов (45%);
3) комплект стоимостью более 150 литов (9%)

Цена отдельного курса

Возможны следующие три альтернативы:
1) курс стоимостью до 100 литов (100%);
2) курс ценой от 100 до 1000 литов (68%);
3) курс стоимостью более 1000 литов (23%)

МЕСТО

Виды доступности курсов

Возможны альтернативы:
1) онлайновые занятия (84%);
2) очные занятия в университете (77%);
3) очные занятия на рабочих местах (40%)

Формы доступности учебного материала

Возможные альтернативы:
1) материал, доступный по Интернету (71%);
2) комплект, присылаемый по почте (55%);
3) комплекты, раздаваемые при очных встречах в университете (77%) или на рабочих местах (40%)

Интенсивность курсов

Возможны две альтернативы курсов:
1) от 2 недель до 1 месяца (52%);
2) от четырех месяцев и дольше (48%)

Время доступности курсов

Возможны три варианта проведения занятий:
1) по будням (69%) или по выходным (55%);
2) во второй половине дня (67%) или по утрам (56%);
3) во время отпуска специалистов (23%)

ПРОДВИЖЕНИЕ

Для продвижения курсов ДО в обществе полицейских Литвы кроме всего прочего могут быть предложены следующие благоприятные условия:
- создание возможностей выбора курсов по отношению к видам и формам их направленности, доступности, интенсивности и стоимости;
- формирование условий по выбору курсов ДО, благоприятных для полицейских: через сотрудничество между университетом и институтами полиции внедрять межсекторные проекты с целью технической поддержки (например, возможности пользоваться техническими средствами на рабочих местах) и создания финансовой опоры (например, право получить ссуду, стипендию, оплачиваемый отпуск);
- распространение информации полицейским об возможностях получения продолжительного университетского ДО, представленной как в виде интернет-сайта, так и в плакатной или брошюрной форме, доступной в коммисариатах и других институтах системы полиции;
- периодическое информирование полицейских о созданных для них новых возможностях получения продолжительного университетского ДО

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Keegan D. (1990). Foundations of Distance Education. London: Routledge.
2. Rowntree D. (1997). Making Materials-Based Learning Work. London: Kogan Page.
3. Rumble G. (1997). The Costs and Economics of Open and Distance Learning. London: Kogan Page.
4. Kraujutaityte L., Peckaitis J.S. (2003). Organizing Distance Higher Education: Strategies and Technologies. Vilnius: LTU.
5. Панкрухин А.П. (2003). Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика // Из материалов сайта http://www.marketologi.ru.
6. Phare A. (2005). Distance Education in Lithuania. The National Study. (Retrieved 25 February, 2005 from http://www.liedm.lt).
7. Kraujutaityte L. (2005). Managing Distance Higher Education: the Dilemma of Raison D’etre // Spring University. Changing Education in a Changing Society, No. 1. Klaipeda: KU.
8. Clark B. (1998). Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Oxford: Pergamon Press.
9. Slaughter S., Leslie L.L. (1997) Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore: The Johns Hopkins University Press.
10. Долбунов А.А. (1998). Маркетинговая концепция управления предприятием // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. — № 2.
11. Harrell G.D. (2003). Marketing: Connecting with Customers. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.
12. Kotler P. (2003). Marketing Management. Upper Saddle River: Prentice Hall.
13. Freeman R. (1997). Managing Open Systems. London: Kogan Page.
14. Голдобин Н.Д. Исследование роли маркетинга в системе послевузовского образования // Из материалов семинара «Маркетинг образовательных услуг» (29.01.2002 г.)
15. Лавров А.М., Лысенко Е.А. Применение концепции маркетинга при подготовке специалистов с высшим образованием // Из материалов семинара «Маркетинг образовательных услуг» (29.01.2002 г.)
16. Wikipedia. Marketing Mix (Retrieved 15 July, 2004 from http://en.wikipedia.org/wiki/Marketing_mix).
17. McKillip J. (1987). Need Analysis: Tools for the Human Services and Education. Newbury Park: Sage.
18. Queeney D. S. (1995). Assessing Needs in Continuing Education: An Essential Tool for Quality Improvement. San Francisco: Jossey-Bass.
19. Kraujutaityte L. (2002) Foundations of Democratic Higher Education. Vilnius: LTU.
20. Remenyi D., Williams B., Money A., Swartz E., (1998). Research in Business and Management. London: Sage Publications.
21. Аugis R., Kociunas R. Психологический словарь (на литовском языке). — Вильнюс: Издательство науки и энциклопедий. — 1993.
22. Maslow A. (1954). Motivation and Personality. New York: Harper.
23. Smith M.A. (ed.) (1977). Practical Guide to Value Clarification. La Jolla: University Associates.
24. Гайдис В. Исследование общественного мнения: теория и практика (на литовском языке). — Вильнюс: ВУ, 1999.
25. ДПМВД. (2004). Статистика. (Воспроизведено 15 июня, 2004 по адресу (Воспроизведено 15 июня, 2004 по адресу http://www.policija.lt ).
26. Knox A. (2002). Evaluation for Continuing Education: A Comprehensive Guide to Success. San Francisco: Jossey-Bass.
27. Крауютайтите Л. Индикаторы познания ценностей (на литовском языке) // Социальные науки для современной Литвы. — Kaунас: Технология, 1996.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».