Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N4 / 2005

Маркетинговые аспекты методологии формирования системы подготовки научных кадров

Федько В.П., Бондаренко В.А.,

Формирование концептуальных подходов к развитию отечественного предпринимательства требует более адекватных реальному времени и особенностям транзитивной экономики маркетинговых решений. В этой связи внедрение философии маркетинга в работу коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих прямое или косвенное влияние на развитие промышленности и, как следствие, на общественное благосостояние, способствует повышению отдачи практически от любого вида деятельности и преследует цель достижения длительного положительного эффекта в системе национального хозяйства.

В полной мере это положение справедливо в отношении НИОКР <1>. Именно широкомасштабное распространение философии маркетинга в решении насущных проблем указанной области функционирования предпринимательства может привести к необходимым положительным трансформациям научно-технического прогресса без значительного увеличения финансирования. В данном случае под философией маркетинга в НИОКР мы понимаем такой взгляд на процессы, который позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся финансовые и материальные ресурсы, производить стратегически верный кадровый отбор и успешно продвигать созданные продукты <2> на отечественных и преимущественно зарубежных рынках.

<1> Научные исследования и опытные конструкторские разработки.

<2> Вариации продукта могут иметь различную модификацию в виде единичного товара, его группы или товара-программы.

Априорно отметим, что с учетом сказанного выше причины неблагополучия в НИОКР подразделяются на два базовых компонента:

1.

Материально-финансовый аспект, заключающийся как в недостаточном по среднемировым нормам объеме финансирования, так и в нерациональном использовании выделяемых средств.

2.

Аспект, связанный с персоналом и выражающийся в чрезмерном его количественном росте и недостаточно качественном уровне использования (что выявляется по результативности деятельности в различных сферах хозяйствования).

Так, распространенной точкой зрения на причины ненадлежащего развития НИОКР в РФ является недостаточное финансирование данной сферы. Согласно усредненным данным в рамках рекомендаций Международного академического совета финансирование этой области должно составлять не менее 1,5% от ВВП. В Российской Федерации этот показатель на протяжении ряда лет сохраняется на уровне 0,25—1,28% от указанной величины.

Таблица

Финансирование НИОКР из федерального бюджета <3>

Год

1992

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

% к ВВП

0,5

0,31

0,28

0,38

0,24

0,24

0,23

0,25

0,28

1,28

Источник: [1, с. 531].

<3> Без космоса.

Относительно ВВП инвестиции в сектор генерирования и распространения знаний в странах ОЭСР <4> в целом в 3 раза, а в США более чем в 4 раза выше, чем в России. Тем не менее в абсолютных объемах, учитывая рост ВВП, финансирование НИОКР в РФ растет. Однако это не приводит к улучшению состояния, определяемому по базовым критериям, среди которых основным и главным параметром благополучия следует считать увеличение числа успешных продвижений отечественных технологий на российский и зарубежные рынки, а также рост продаж лицензий на отечественные разработки.

<4> Организация экономического сотрудничества и развития, включает 29 стран, 15 членов ЕС.

Не менее важной составляющей успешного развития НИОКР является наличие у работников данной сферы стойкой позитивной мотивации к научной деятельности, которая должна формироваться и стимулироваться уже на уровне вуза.

Несмотря на очевидное значение возрастающего в последние два года финансирования НИОКР, главным проблемным звеном в настоящее время является вопрос персонала, непосредственно участвующего в научных разработках. Существовавшие ранее критерии привлекательности научной деятельности перестали отвечать современным реалиям, не обеспечивают достойного материального уровня жизни, привлекательного социального пакета и общественной значимости. В результате происходит «вымывание» наиболее талантливых и успешных работников из науки. Рекрутинг неофитов в научную сферу с помощью системы аспирантуры на началах инициативы самих поступающих в нее становится все менее эффективным, а коммерциализация высшей школы фактически размыла главную цель аспирантуры — подбор и подготовка талантливых молодых ученых.

Для выяснения причины низкой мотивированности обучающегося в аспирантуре контингента авторами статьи проведено маркетинговое исследование мотивации к поступлению в аспирантуру 363 аспирантов, из них 245 чел. (67,5%) обучаются в бюджетной аспирантуре, остальные — на коммерческой основе.

В рамках полевого исследования проводилось очное скрытое анкетирование всех аспирантов на основе доверительной беседы на предмет приема в престижную программу повышения квалификации с зарубежной командировкой (т.е. степень вовлечения к участию в собеседовании была достаточно велика). Все аспиранты были второго года обучения, значительно продвинувшие свои тематические разработки.

Особенностью собеседования было то, что предлагаемая тема переквалификации и стажировки были диаметрально противоположны разрабатываемым аспирантами темам исследований. Тем не менее все дали согласие на участие в проекте, предусматривающее отказ от разрабатываемой ими научной проблемы. Это приводит к непротиворечивому выводу о том, что они участвуют в научной работе формально и на самом деле незаинтересованы в разрабатываемой ими проблеме. Далее, в беседе с помощью скрытого устного анкетирования выявлены причины их обучения в аспирантуре. 78% аспирантов (283 чел.) избегают службы в рядах российской армии, будучи совершенно не заинтересованными в своей научной работе, 19% (69 чел.) желают «продлить молодость» — родители оплачивают их пребывание в аспирантуре, и только 3% считают свою работу сколько-нибудь важной, имеющей определенное значение для науки. 97% аспирантов представляют себе основную цель обучения в виде защиты диссертации, а публикуемые фрагменты работ и статьи нужны им для формального представления диссертации и не являются в их понимании научным трудом. Поскольку наше анкетирование проводилось в типичных российских вузах на территории Ростовской области, мы имеем право со значительной долей вероятности экстраполировать основные результаты своего исследования на большинство аспирантов российских вузов. Численность аспирантов, рост аспирантского состава представлен на рис. 1.

Рис. 1. Рост аспирантского состава в 1992—2004 гг.

К тому же из числа закончивших аспирантуру только каждый 4—6-й соискатель завершает свое обучение защитой диссертации [1]. Это позволяет нам сделать вывод о снижении роли и значения института аспирантуры в качестве средства подготовки научных работников и тем более как инструмента рекрутинга кадров в научную среду. В результате функционирования данной системы рекрутинга в течение последних 15 лет в научно-исследовательских организациях остались лишь старые кадры — руководители институтов, академики, доктора наук, создавшие себе имя и добившиеся определенного положения. Второй научной прослойкой является часть работников, не нашедших себя в реальном бизнесе и поэтому согласных со скромными материальными условиями существования в научном мире, дополняющих свой заработок лекциями в различных вузах. По ряду прогнозов, в 2005—2007 гг. средний возраст занятых в сфере НИОКР в РФ составит 60 лет [5]. Безусловно, существуют малочисленные исключения, но тенденция старения кадров и их вымывания очевидна. Ее результатом является уменьшение числа оригинальных исследований, создания принципиально новых продуктов, замедление сроков внедрения технологий, уменьшение количества патентования оригинальных разработок и рост числа проданных идей за рубеж. Согласно данным Российского статистического ежегодника [2] технологии, внедряемые в течение 10 лет и более, составляли 36% от общего числа технологий в 2000 г. и 29,4% в 2001 г. Процент разработок, завершающихся получением патента на изобретение, составлял лишь 4% в 2000 г., а в 2001г. — 3,6%. Отмечается проградиентное сокращение числа созданных технологий в последние 10—15 лет.

Из числа созданных технологий принципиально новых всего 70, что составляет менее 10%. Анализ действующих патентов на объекты интеллектуальной собственности за 2004 г., проведенный главой Роспатента Б. Симоновым, показывает, что практически действующими являются только 35% выданных патентов. Например, из 320 тыс. патентов на изобретения на практике действуют 108 тыс., из 90 тыс. патентов на полезные модели — 29 тыс., из 30 тыс. промышленных образцов — 11,5 тыс [8]. Доля России на мировом рынке технологий мала и составляет менее 1% [9].

Ситуация в сфере разработки, внедрения и продвижения технологий оказывается еще более удручающей, если учесть, что численность персонала, занятого исследованиями и разработками в РФ составляет 870 878 чел. при 145 млн населения страны. Тогда как в странах ЕС — 856 900 чел. при 375 млн чел. Сравнение интенсивных показателей количества научных работников на 10 тыс. чел. населения представлено на рис. 2. Как видно из рисунка, по этому параметру эффективность использования научных кадров в РФ в несколько раз ниже, чем за рубежом при более высоком количественном составе работников науки.

Рис. 2. Число научных работников на 10 тыс. населения в ряде стран

Источник: составлено авторами [1].

Взаимовлияние противоположных тенденций — роста числа персонала, занятого в НИОКР, и снижения эффективности его применения, выражающегося в уменьшении базовых показателей эффективности НИОКР (количества вновь созданных и принципиально новых технологий), нивелирует эффект от дополнительного финансирования данной сферы, приводя к состоянию, именуемому нами «русский крест» в НИОКР. Действие данных тенденций представлено на рис. 3.

Рис. 3. «Русский крест» в НИОКР

Для выхода из сложившейся кризисной ситуации, на наш взгляд, необходимо принятие ряда мер в соответствии с упомянутым выше взглядом на концепцию философии маркетинга в преломлении к рассматриваемой теме:

1)

реструктуризация расходов на различные направления научного поиска согласно выработанной антикризисной программе РАН в НИОКР;

2)

реализация специальной программы эффективного комплектования научными кадрами сферы НИОКР;

3)

создание механизма мониторинга рыночных конъюнктур в сфере НИОКР, активизации продуцирования научных продуктов и их продвижения.

В отношении реструктуризации финансирования необходимо создание в структуре РАН антикризисного комитета, в котором должны быть представлены наиболее авторитетные авторы разрабатываемых научных направлений.

Задачей комитета должна быть выработка ряда приоритетных направлений по принципу прогнозируемой осуществимости и маркетинговой привлекательности (с точки зрения окупаемости):

-

в краткосрочном периоде (до 3 лет);

-

в среднесрочном (до 7 лет);

-

долгосрочном (разработка «вечных» тем типа «солнечный ветер», «термоядерные реакторы», «низкотемпературная сверхпроводимость» и др.).

Приоритетному финансированию на базе метода «целей и задач» <5> должны подлежать краткосрочные проекты, которые необходимо завершить лицензированием и продажей лицензий, внедрением в отечественное производство и сферу услуг. Проекты, осуществимые в среднесрочном периоде, должны иметь преференционное финансирование только при прогнозировании высокого коммерческого результата при их осуществлении, низкорентабельные проекты должны финансироваться из оставшихся средств или за счет самоокупаемости разрабатывающих их учреждений. В разработке «вечных» тем и долгосрочных проектов следует гораздо более широко использовать международную кооперацию на договорной основе, которая может проводиться в различных формах: совместное финансирование проектов, долевое участие, обмены равноценными интеллектуальными составляющими, временный обмен сотрудниками. Уверены, что данные мероприятия могут быть организованы при сохранении режима секретности и охраны национальной интеллектуальной собственности.

<5> Один из основных методов при формировании бюджета маркетинга. Метод исчисления «исходя из целей и задач» требует, чтобы деятели рынка формировали свои бюджеты на основе: 1) выработки конкретных целей; 2) определения задач, которые предстоит решить для достижения этих целей и 3) оценки затрат на решение этих задач. Сумма всех издержек и даст ориентировочную сумму бюджетных ассигнований на стимулирование [6, с. 416—417].

Таким образом, данная программа предполагает собой выход из кризиса посредством получения прибыли от продвижения наиболее востребованных на данном этапе разработок, но не исключает долгосрочных тем (малоокупаемых). Однако она предполагает, что последние следует финансировать:

-

за свой счет;

-

в рамках общепланетных программ;

-

в рамках добровольных пожертвований.

В этой связи возникает необходимость корректировки программы эффективного комплектования научными кадрами сферы НИОКР, базирующейся на дифференциации образования на основе Болонской декларации (предполагающей наличие единых общеевропейских критериев к оценке качества образования, учитывающих не срок обучения, а количество освоенных кредитных часов, и строящегося на трехстепенной основе) и учитывающей возможности поэтапного и системного отбора наиболее перспективных для науки кандидатов.

Здесь авторы считают необходимым сделать оговорку: введение коммерческой аспирантуры в широких масштабах вместо бюджетной не уменьшает актуальности проблемы отбора кандидатов для деятельности в НИОКР и не снижает значения предлагаемой в статье программы отбора.

Актуальность данной программы определяется состоянием дел в НИОКР: на мировом рынке технологий Россия занимает менее 1%, самые оптимистические прогнозы развития НИОКР, по данным ЦЭМИ РАН, до 2010 г. гарантируют умеренно стагнирующий сценарий с ростом не более 3% в год. Это опосредует необходимость специальной государственной программы по рекрутингу перспективного персонала в сферу НИОКР. Бюджетное или коммерческое финансирование послевузовской подготовки в данном случае не является решающим фактором.

В дополнение к этому можно добавить следующее: обучение в большинстве престижных университетов США проводится на коммерческой основе, однако абитуриенты, не набирающие необходимого уровня IQ, не могут быть приняты в эти вузы при любых своих финансовых возможностях и готовности к спонсированию университетов.

Программа для отбора в аспирантуру представляется нам трехступенчатой с поэтапным уменьшением числа принимаемых кадров за счет постепенного сужения сегмента под искомую или заданную задачу.

Отбор целевого сегмента производится на основе демографической, психографической и поведенческой переменных сегментирования.

1-й этап. В первую очередь абитуриентов необходимо тестировать на интеллектуальное соответствие требованиям плановой программы обучения (общепринятое в постиндустриальных странах IQ-тестирование). Подобные меры отсутствуют во всех российских вузах, но они крайне необходимы, поскольку набор лиц, заведомо не имеющих возможности осваивать программу обучения и применять полученные навыки в научных разработках, априори убыточен во всех отношениях. Данный шаг представляет собой прямое заимствование зарубежного опыта. И именно в силу этого обстоятельства внедрение такого тестирования представляется достаточно реальным, поскольку существуют специальные таблицы соответствия определенного уровня интеллекта образовательным параметрам той или иной программы (например, известно, что люди с IQ менее 130 баллов по шкале Айзенка [7] не могут полноценно усваивать программы физико-математических специальностей).

Как видим, данный критерий отбора контингента в целевой сегмент состоит из демографо-психографической переменной (поскольку результаты тестирования находятся в прямой зависимости от личностных качеств и базового образования респондентов). Прошедшие первый этап тестирования подвергаются исследованию на следующем уровне.

2-й этап. На данном этапе выявляется причина, побудившая заниматься конкретным видом деятельности, т.е. мотивация абитуриентов. Побудительные мотивы (явные и скрытые) к обучению и дальнейшему участию в научно-исследовательской деятельности выявляются на основе специального анкетирования и глубинного интервью. Анкеты для указанного исследования необходимо разрабатывать совместными усилиями психологов и маркетологов согласно известным принципам применения контрольных вопросов и ассоциативных компонентов. Глубинное интервью следует проводить с психологом и группой экспертов по будущей изучаемой проблеме (предположительно уже интересующей абитуриента). В данном случае критерием отбора является поведенческий признак, заключающийся в реальных мотивационных побуждениях претендентов. Задача данного этапа заключается в выборке сегмента высоко интеллектуальных претендентов с достаточной долей альтруизма, способных достаточно долгое время заниматься научной деятельностью почти исключительно для себя, с минимальным покрытием затрат на реализацию материальных потребностей. То есть для них более важной является самореализация в выбранном качестве, а материальное благополучие в системе личностных ценностей должно стоять на втором-третьем местах. Лица, успешно прошедшие данный этап, тестируются на следующем.

3-й этап. На заключительном этапе выявляется психологическая совместимость с другими будущими научными деятелями и способность двигаться в заданном направлении. Таким образом, основное, что необходимо выявить на этой ступени исследования, — это психографическая переменная, связанная с особенностями личности абитуриента. Главные качества — это умение сосредоточиваться на рассмотрении и решении конкретной задачи и умение работать в коллективе. На данном этапе также предполагается собеседование с психологом, а затем для контроля полученных результатов — ролевая игра в виде формирования эфемерного (временного) научного коллектива под решение конкретной задачи. Указанный процесс записывается на видеопленку и комментируется экспертами. Психологическую совместимость претендентов следует проверять с учетом имеющихся опытных и хорошо показавших себя разработок для формирования космических экипажей и команд подводных лодок. Таким образом, лица, имеющие соответствующий IQ, необходимую мотивацию в нужном направлении и психологически совместимые с коллективом в вопросе решения конкретных научных задач, формируют собой целевой сегмент и проходят отбор в указанную программу.

Для реализации большей наглядности данного процесса схематически проследим сокращение искомого сегмента по мере реализации данной программы за счет отсечения «сопутствующего балласта»:

1. На первом этапе уйдут «тупые активисты».
2. На втором этапе уйдут «умные прилипалы».
3. На третьем этапе уйдут «агрессивные психопаты» и «замкнутые эпилептоиды», разрушающие любой научный коллектив.

Таким образом, в результате реализации данного мероприятия появится реальная возможность сократить прием заведомо бесперспективных в научном отношении кадров и создать рабочие коллективы на принципах, осуществляемых посредством практической психологии в управлении персоналом на предприятиях.

Предполагаемый состав подобного рабочего научного коллектива должен включать следующие категории лиц:

1)

генератор идей;

2)

лидер-координатор (оценщик выдвигаемых идей по факторам значимости, возможности реализации и перспектив окупаемости);

3)

культуртрегеры — пионеры, занимающиеся доработкой выдвинутых идей до этапа «рабочего продукта»;

4)

толковые исполнители, четко реализующие поставленные локальные задачи.

По экспертным оценкам (с учетом демографо-психографического портрета среднестатистического молодого человека, окончившего вуз), ориентировочный сегмент, полученный при реализации указанной программы, составит около 5% от общего числа обучающихся в аспирантуре лиц.

Как отмечено ранее, в институте аспирантуры в РФ обучается 136 242 чел. На стипендии аспирантов в среднем уходит 150 млн руб. в месяц (или 5 млн долл.), т.е. в год на эти нужды расходуется более 60 млн долл. При использовании 30% этих денежных средств контингенту, отобранному для реализации антикризисной программы, возможно выплачивать сумму в пределах 500 долл. в месяц, которой при наличии позитивной мотивации к занятию научной деятельностью и сохранении существующей экономической ситуации в стране вполне достаточно на 5—7 лет.

В настоящий момент представители искомого целевого сегмента растворены в общей массе и не могут рационально использоваться в научных целях из-за скромного финансирования (средний размер стипендии составляет 1300 руб. в месяц); из-за невозможности по условиям обучения в аспирантуре официально трудиться они вынуждены зарабатывать «разгрузкой вагонов», т.е. использовать свой потенциал в отраслях, никак не связанных со сферой их научных интересов. Они просто не могут сосредоточиться на научной деятельности.

При нахождении и отборе этого контингента необходимо создавать на его основе (с указанным выше составом) эфемерные группы по типу «проблемных лабораторий», т.е. работающих над созданием продукта (заведомо востребованного при существующих рыночных конъюнктурах) с заданными качествами по заданиям экспертов-маркетологов, участвующих в непосредственном его продвижении.

Теперь несколько слов в отношении создания механизма мониторинга рыночной конъюнктуры в сфере НИОКР, активизации продуцирования научных продуктов и их продвижения.

В рамках реализации данной программы упомянутые эксперты-маркетологи, активно сотрудничающие с антикризисным комитетом РАН и координируемые им в рамках реализации краткосрочных проектов, должны формировать рабочие маркетинговые группы со следующими задачами:

1.

Анализ мировых рынков научных продуктов с установлением потенциально реального уровня цен на единицу экспорта-импорта технологий.

2.

На основе проведенного анализа поиск перспективных направлений в разработке товаров и технологий при имеющемся спросе или прогнозируемом спросе на них.

3.

Участие в создании «проблемных лабораторий» под разработку и исполнение с возможностью обязательного кадрового контроля на период выполнения конкретного целевого задания по разработке.

4.

Непосредственное продвижение продукции на рынки при различных формах собственного участия.

По мнению авторов, реализация предложенных маркетинговых мероприятий по реструктуризации расходов на НИОКР, комплектованию указанной сферы соответствующим персоналом и активизации на этой основе продуцирования и продвижения научных продуктов поможет привести к качественному улучшению работы сектора НИОКР, выражающемуся в росте числа продаж лицензий на отечественные разработки, что в дальнейшем позволит участвовать в международном технологическом обмене наравне с представителями постиндустриальных стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский статистический ежегодник. — М.: Госкомстат РФ, 2003.
2. Российский статистический ежегодник. — М.: Госкомстат РФ, 2002.
4. Inventing a better future: a strategy for building worldwide capacities in science and technology. InterAcademy Council, 2004 (January).
5. Варшавский А. Социально-экономические проблемы российской науки: долгосрочные аспекты развития // Вопросы экономики. — 1998. — №12.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. — М., 2002.
7. Айзенк Г. Й. Тесты IQ. — М., 2004.
8. Симонов Б. Новости интеллектуальной собственности. 03.05.2005. //http://www.ipprolaw.com/news/90/
9. Ивантер В.В. http://www.prognosis.ru/news/market/2003/12/8/russia_hitech.html

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».