Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N3 / 2004

Разработка типовых сервисных комплексов вузов на основе маркетинговых исследований

Платонова Н.А.,,

д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента в социальной сфере МГУС
 
Христофорова И.В.,
к.э.н., доцент, зав. кафедрой маркетинга и рекламы МГУС
 
Гардамшина А.Р.,
аспирантка кафедры менеджмента в социальной сфере Института экономики сервиса МГУС
 

(фрагмент статьи)

Как показали исследования, из-за отсутствия многих услуг на территории вуза и общежития студенты и сотрудники вынуждены тратить дополнительное время на удовлетворение своих потребностей, что снижает качество их  жизни, косвенно влияет на престиж вуза и его конкурентоспособность. Следовательно, создание и улучшение работы сервисных комплексов на территории учебных корпусов и общежитий является одной из актуальных задач вузов.

В 2002 г. группой исследователей Московского государственного университета сервиса по заданию Министерства образования РФ в рамках инновационной научной программы были изучены существующие потребности в товарах и услугах в вузах. Для определения объема и частоты потребления услуг и разработки типовых сервисных комплексов вузов было проведено маркетинговое исследование по выявлению потенциального спроса на товары и услуги  на территории вуза или студенческого городка.

Исследование проводилось в следующей последовательности.

1-й этап. Классификация вузов.

По данным Министерства образования РФ,  на 01.10.2002 г. в московских вузах обучалось около 940 тыс. студентов и работало 51 тыс. основного штатного персонала. Все вузы г. Москвы были  разделены на пять типов по количеству студентов: до 500, от 500 до 1000, от 1000 до 5000, от 5000 до 10000, более 10000 студентов.

2-й этап. Выбор объектов исследования и определение генеральной совокупности.

В число объектов исследования были включены вузы, давшие согласие на его проведение: Российская Академия живописи, ваяния и зодчества, Академия славянской культуры, Литературный институт им. М. Горького, Московский городской институт управления мэрии Москвы, Гуманитарный педагогический институт, Государственная классическая академия им. Маймонида, Всероссийская академия внешней торговли, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, Московский государственный университет печати, Московский государственный педагогический университет им. В.И. Ленина, Российский университет дружбы народов, Государственный университет управления им. С. Орджоникидзе, Государственный университет — Высшая школа экономики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

15% обследуемых вузов, согласно классификации, относились к 1-му типу, 17% — ко 2-му, 18% — к 3-му, 25% — к 4-му и 25% — к 5-му типу.

Была определена генеральная совокупность по каждому типу вузов. В генеральную совокупность вошли студенты всех форм обучения, преподаватели и сотрудники. В вузах 1-го типа число потенциальных потребителей составило около 4300 чел., 2-го — около 4000 чел., 3-го — около 11000 чел., 4-го — 13000 чел., 5-го  — около 78 000 чел.

3-й этап. Расчет выборки.

В исследовании применялся  метод квотной выборки. Генеральная совокупность была разбита на однородные части (квоты) по заданному признаку;  отбор респондентов  осуществлялся из каждой квоты отдельно: преподаватели; студенты, живущие в общежитии; студенты, живущие не в общежитии;  сотрудники (табл. 1).

Таблица 1

Определение выборочной совокупности, чел.

Типы вузов

Генеральная совокупность

Выборочная совокупность

Препода-ватели

Студенты

Сотруд-ники

Итого

Препода-ватели

Студенты, живущие в общежитии

Студенты, живущие в квартирах

Сотруд-ники

Итого

1

204

2921

103

3228

21

125

125

11

282

2

231

3574

127

3932

22

165

165

12

364

3

947

9732

521

11200

32

167

167

19

385

4

949

11430

522

12901

32

173

173

19

397

5

3495

71421

1922

76838

115

503

503

50

1171

В общей сложности  исследованием было охвачено 2599 респондентов.

Также в данной статье читайте:

  • 4-й этап. Выявление структуры сервисных комплексов вузов разных типов.
  • 5-й этап. Выявление уровня потенциального спроса.
  • 6-й этап. Расчет необходимых инвестиций для создания типовых сервисных комплексов.

 

Полностью статья опубликована в журнале Маркетинг в России и за рубежом №3 / 2004

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».