д.э.н., профессор,
зав. кафедрой менеджмента в социальной сфере МГУС
Христофорова И.В.,
к.э.н., доцент,
зав. кафедрой маркетинга и рекламы МГУС
Теория и практика сегментирования не рассматривают в качестве критерия сегментирования общность нахождения потребителей в одном месте работы или учебы. По нашему мнению, выделенный критерий в наибольшей степени близок к географическому фактору. Объединяющим фактором, формирующим сходство по потреблению и нормативно-ценностным представлениям, является микросреда социализации, а также духовные ценности. То, что такая связь во многих случаях существует и часто очень сильно проявляется, замечено как социологами, так и статистиками. Это явление иногда называют «принципом близости». Близость каким-то образом «делает» элементы похожими, или «притягивает» в чем-то похожие элементы. Сказанное в полной мере относится к нахождению индивидуумов в одном месте учебы или работы, которых можно рассматривать в качестве целевого рынка.
Данный целевой рынок в общем виде отвечает классическим определениям, однако имеет ряд особенностей, в частности, он ограничен контингентом потребителей, находящихся на учебе или работе. В связи с этим мы предлагаем назвать его «внутренним» целевым рынком и определить следующим образом: «индивидуумы, находящиеся на месте работы или учебы, являются внутренним целевым рынком, т.к. они — совокупность покупателей товаров и потребителей услуг, имеющая одинаковые нужды».
В нашем исследовании мы остановились на изучении внутреннего целевого рынка вуза. Товары и услуги, реализуемые на этом рынке, имеют ряд специфических экономических и социальных характеристик. Во-первых, они имеют более низкие цены, что будет подробно рассмотрено ниже. Во-вторых, ассортимент ограничен возникающими в процессе учебы или работы потребностями и этическими принципами вуза (например, запрет на продажу алкогольной продукции, табачных изделий).
Классический маркетинг выдвигает ряд требований к целевому рынку, которые были проанализированы с позиции возможности их выполнения на внутреннем целевом рынке вуза (табл. 1).
Таблица 1
Требования к целевому рынку при сегментировании
Требования
к целевому рынку |
Выполнение возможно |
Выполнение невозможно |
Выполнение проблематично |
Примечание |
Прибыльность |
|
|
+ |
Уровень рентабельности ограничен |
Объем продаж |
|
|
+ |
Объем продаж ограничен |
Рост продаж |
|
+ |
|
Объем продаж статичен |
Отсутствие конкурентов |
+ |
|
|
Конкуренты присутствуют вне целевого рынка |
Отсутствие товаров-заменителей |
+ |
|
|
Товары - заменители присутствуют вне целевого рынка |
Высокая покупательная способность потребителей |
|
+ |
|
Низкий уровень доходов сотрудников ВУЗов и студентов |
Отсутствие "сильной" позиции потребителей |
|
+ |
|
Потребители тесно связаны между собой "принцип близости" |
Выбор целевого рынка осуществляется исходя из задачи увеличения сбыта. В известных схемах и методиках сегментирования этап оценки размера сегмента присутствует как обязательный. На наш взгляд, в случае с внутренним целевым рынком вуза такой подход неправомерен.
В этом случае необходимо говорить об особом типе рынка, который несет в себе еще и социальную составляющую. Это связано с тем, что у индивидуумов, которые были объединены в единый целевой рынок, имеется значительная потребность в ряде товаров и услуг вне зависимости от возможности предоставления этих товаров и оказании услуг на коммерческих условиях.
Согласно теории частных, смешанных и общественных благ мы имеем дело с элементами общественных благ, которые должны быть предоставлены потребителю с помощью государства или его представителей. Возникает вопрос о возможности или правомерности отнесения внутреннего целевого рынка вузов к рынку государственных учреждений.
По мнению ряда ученых (А.П. Панкрухина1, А.П. Егоршина2, О.В. Сагиновой3 и других), с которым нельзя не согласиться, к функции вуза относится создание комфортных условий получения знаний и работы со студентами.
Какова же роль государства в обеспечении этих функций? В отечественных условиях, отказавшись от традиционных для нашей страны централизованных, «патерналистских» методов и форм управления образованием, государство наряду с другими функциями следит за соблюдением определенных норм и нормативов, регламентирующих образовательную деятельность и комфортность их получения.
Нормативы обеспеченности высших учебных заведений объектами сферы услуг характеризуются следующими особенностями. Во-первых, в настоящее время нормативная база разработана для физкультурно-спортивных сооружений, зрелищно-клубных помещений, предприятий общественного питания, помещений для медицинского обслуживания. Эти нормативы по своей сути предназначены для проектирования вузов и являются нижним пределом развития социальной инфраструктуры. Для того, чтобы проводить оценку уровня развития социальной инфраструктуры, этих показателей недостаточно. На наш взгляд, нормативная база может быть дополнена, в первую очередь, нормативами кадрового обеспечения учреждений социальной инфраструктуры. Во-вторых, существующие нормативы площадей, посадочных мест в объектах, оказывающих услуги, рекомендуется переработать с учетом не только студентов дневного отделения, но и всех обучающихся (докторантов, аспирантов, стажеров, слушателей системы повышения квалификации) и работающих в вузе. В-третьих, целесообразно иметь нормативы, определяющие развитие ресурсной (материально-технической) базы социальной инфраструктуры.
Вышесказанное подтверждает то, что целевой рынок вузов является одновременно рынком государственных учреждений. Однако в настоящий момент среди вузов присутствует сегмент негосударственных образовательных учреждений (табл. 2.)
Таблица 2
Структура вузов в РФ4
Вид ВУЗа |
Количество (ед.) |
% |
Государственные |
633 |
56 |
Государственные субъектов федерации |
18 |
1 |
Муниципальные |
14 |
1 |
Негосударственные |
471 |
42 |
Итого |
1136 |
100 |
Негосударственные образовательные учреждения, не являясь субъектами рынка государственных учреждений, в то же время подчиняются нормам и нормативам, которые государство устанавливает для всех вузов РФ. Кроме того, мотивом (как и для государственных вузов) развития в вузе сферы обслуживания для них является повышение привлекательности и комплексности предоставления условий получения образования и привлечение высококлассных специалистов для работы со студентами (рис. 1).

Рис. 1. Взаимоотношения субъектов рынка образовательных услуг
В этой связи, необходимо ввести, применительно к услугам вузов, понятия «основные услуги» и «сопутствующие услуги» (рис. 2).
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что внутренний целевой рынок потребителей товаров и услуг в вузе имеет целый ряд особенностей, которые требуют применения к нему категорий социального маркетинга.

Рис. 2. Образовательные услуги и их окружение
Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять апробированные практической деятельностью пять принципов5: различия между сегментами, сходства потребителей, большой величины сегмента, измеримости характеристик потребителей, достижимости потребителей6.
Принцип различия между сегментами означает, что в результате проведения сегментации должны быть получены различающиеся друг от друга группы потребителей. В противном случае, сегментация неявно будет подменена массовым маркетингом. В нашем случае сотрудники и студенты вузов отличаются от других потребителей тем, что большую часть времени проводят на одной территории, в абсолютном большинстве имеют высшее образование или стремятся к нему, в настоящем или будущем принадлежат к определенной отрасли хозяйства и еще по ряду признаков.
Принцип сходства потребителей в сегменте предусматривает однородность потенциальных покупателей с точки зрения покупательского отношения к конкретному товару. Этот принцип выражается в том, что сотрудники и студенты вузов вынуждены потреблять определенные товары и услуги по месту их работы или учебы.
Требование большой величины сегмента означает, что целевые сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия издержек предприятия.
В настоящее время в РФ работает 1136 вуза и 2003 филиала вузов. В них в 2002 г. обучалось 5,1 млн. студентов. Профессорско-преподавательский состав — 260 тыс. человек. Государственные вузы, как правило, обучают большое количество студентов (больше 3000 человек). Негосударственные вузы значительно различаются по размерам: в 61% этих вузов обучается менее 500 студентов, 16% — от 500 до 1000, 18% — от 1000 до 5000, 3% — от 5000 до 10 000 и 2% — больше 10 000 студентов7.
Измеримость характеристик потребителей необходима для целенаправленных полевых маркетинговых исследований, в результате которых можно выявлять потребности потенциальных покупателей, а также изучать реакцию целевого рынка на маркетинговые действия предприятия. Данный принцип легко выполним в вузе, так как потребители сконцентрированы на одной территории. Кроме того, они имеют достаточно свободный график работы и учебы, высокую социальную активность — получение обратной связи от них не составит труда.
Принцип достижимости потребителей означает требование наличия каналов коммуникации фирмы-продавца с потенциальными потребителями. Такими каналами коммуникации могут быть газеты, журналы, радио, телевидение, средства наружной рекламы и т.п. Достижимость потребителей в вузе обусловлена не только наличием своих газет и прочих средств массовой информации — собственного радио и телевидения, собственных Интернет-страниц в ряде особо известных вузов — но и концентрированностью потребителей в одном месте и значительной коммуникабельностью этого сообщества.
В исследовании было проведено выделение целевых сегментов вуза. Результаты показаны на рис. 3.

Рис. 3. Целевые сегменты вуза
Под руководством авторов студентами и аспирантами Московского государственного университета сервиса были собраны данные о современном состоянии сферы обслуживания вузов и ее соответствии нормативным требованиям по следующим составляющим — торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, медицинское обслуживание, дополнительные образовательные услуги, услуги досуга, спортивно-оздоровительные услуги, услуги туризма. Анализ проводился в 10 вузах Московского региона: Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Международном институте гостиничного менеджмента и туризма, Московском государственном университете инженерной экологии, Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном строительном университете, Московском государственном университете геодезии и картографии, Московском государственном университете сервиса, Московском авиационном институте, Государственном университете управления им. С. Орджоникидзе. В ходе исследования для получения первичной информации использовались методы опроса и наблюдения. Было опрошено 997 респондентов и заполнено 10 карт наблюдения — по одной в каждом вузе.
Анализ результатов маркетингового исследования, позволил определить уровень удовлетворения потребностей в товарах и услугах, имеющихся в вузах, и уровень потребностей в товарах и услугах, не входящих в ассортимент, но которые, по мнению сотрудников и студентов, должны присутствовать в вузе (табл. 3). Обобщая данные анализа потребностей целевых сегментов, можно рекомендовать вузам следующую структуру сферы обслуживания вуза (табл. 4).
Таблица 3
Наличие сервисных услуг в учебных корпусах и общежитиях вузов
№ п/п |
Вид обслуживания |
Учебный корпус |
Общежития |
Процент ВУЗов, имеющих определенный вид обслуживания |
Процент потребителей, пользующихся услугами |
Процент потребителей, желающих увеличить частоту потребления имеющихся услуг или расширить ассортимент |
Процент ВУЗов, имеющих определенный вид обслуживания |
Процент потребителей, желающих увеличить частоту потребления имеющихся услуг или расширить ассортимент |
1. |
Общественное питание, в том числе |
|
|
|
|
|
1.1. |
Столовые |
70 |
45 |
21 |
— |
48 |
1.2. |
Буфет |
65 |
23 |
50 |
— |
— |
1.3. |
Кафе |
44 |
15 |
10 |
— |
— |
1.4. |
Бар |
33 |
25 |
16 |
— |
— |
2. |
Торговля, в том числе |
|
|
|
— |
— |
2.1. |
Продукты питания |
100 |
50 |
|
22 |
59 |
2.2. |
Канцелярские товары |
100 |
37 |
34 |
— |
— |
2.3. |
Книги |
100 |
25 |
19 |
— |
— |
2.4. |
Парфюмерно-косметические товары |
11 |
11 |
34 |
— |
— |
2.5. |
Фототовары |
10 |
19 |
— |
— |
— |
2.6 |
Цветы |
10 |
— |
5 |
— |
— |
2.7. |
Средства связи |
22 |
50 |
- |
— |
— |
3. |
Автотранспорт к/от вуза |
12 |
81 |
40 |
— |
— |
4. |
Автостоянка |
— |
— |
10 |
— |
— |
5. |
Услуги связи,
в том числе |
|
|
|
— |
— |
5.1. |
Городской телефон |
22 |
24 |
|
— |
9 |
5.2. |
Междугородний телефон |
10 |
4 |
8 |
— |
5 |
6. |
Прокат видео кассет |
55 |
40 |
34 |
— |
— |
7. |
Бытовые услуги,
в том числе |
|
|
|
|
|
7.1. |
Прокат бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры |
— |
— |
— |
— |
45 |
7.2. |
Парикмахерские услуги |
66 |
36 |
16 |
— |
22 |
7.3. |
Маникюр |
— |
— |
18 |
— |
— |
7.4. |
Педикюр |
— |
— |
|
— |
— |
7.5. |
Ремонт обуви |
24 |
2 |
|
— |
— |
7.6. |
Ремонт одежды |
— |
— |
|
— |
— |
7.7. |
Ремонт бытовой техники |
9 |
3 |
|
— |
66 |
7.8. |
Ремонт радио-электронной аппаратуры |
9 |
3 |
|
— |
66 |
7.9. |
Фотоуслуги |
88 |
37 |
25 |
— |
— |
7.10 |
Услуги химчисток |
— |
— |
— |
— |
30 |
7.11. |
Ломбард |
— |
— |
— |
|
|
7.12. |
Услуги прачечных |
10 |
58 |
— |
58 |
56 |
7.13. |
Металлоремонт |
8 |
42 |
10 |
— |
— |
8.1. |
Спортивно-оздоровительные услуги |
88 |
60 |
— |
— |
— |
8.2 |
Тренажерный зал |
44 |
25 |
28 |
- |
41 |
9. |
Стоматологические услуги |
100 |
30 |
42 |
11 |
30 |
10. |
Диагностические услуги |
— |
— |
20 |
|
|
11. |
Массаж |
— |
— |
25 |
|
|
12. |
Туристские услуги |
33 |
37 |
37 |
|
|
13. |
Экскурсионное обслуживание |
22 |
28 |
43 |
|
|
14. |
Консультационные услуги, в том числе |
|
|
|
|
|
14.1. |
Юридические |
8 |
7 |
9 |
|
|
14.2. |
Психологические |
5 |
2 |
2 |
|
|
15. |
Дополнительное образование |
|
|
|
|
|
15.1. |
Обучение вождению автотранспорта |
44 |
26 |
10 |
|
|
15.2. |
Курсы иностранных языков |
66 |
36 |
— |
|
|
15.3. |
Компьютерные курсы |
33 |
34 |
|
|
|
16. |
Услуги ксерокопирования |
100 |
73 |
— |
|
|
Таблица 4
Структура сервисного комплекса
Вид услуги |
Место предоставления услуги |
в общежитии |
в учебном корпусе |
1. Столовая |
+ |
+ |
2. Буфет |
|
+ |
3. Кафе |
|
+ |
4. Продажа продуктов питания |
+ |
+ |
5. Продажа канцелярских товаров |
|
+ |
6. Продажа книг |
|
+ |
7. Продажа парфюмерно-косметических товаров |
|
+ |
8. Прокат видеокассет |
|
+ |
9. Прокат бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, спортинвентаря |
+ |
|
10. Парикмахерские услуги |
+ |
+ |
11. Маникюр |
|
+ |
12. Ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры |
|
+ |
13. Фотоуслуги |
|
+ |
14. Услуги химической чистки |
+ |
|
15. Услуги прачечных |
+ |
|
16. Услуги тренажерного зала |
+ |
+ |
17. Спортивно-оздоровительные услуги |
|
+ |
18. Стоматологические услуги |
+ |
+ |
19. Туристские услуги |
|
+ |
20. Экскурсионные услуги |
|
+ |
21. Обучение вождению автомобиля |
|
+ |
22. Курсы иностранных языков |
|
+ |
23. Ксерокопирование |
|
+ |
При решении вопроса о развитии сервисного комплекса вуза необходимо проведение маркетингового исследования. Его основная цель — выявление потребностей в сервисных услугах. Для этого была разработана методика, которая позволяет провести анализ и оценку состояния этой сферы и, следовательно, обеспечивает возможность научно обоснованного планирования ее развития. Проводимое маркетинговое исследование должно выявить тенденции развития сервисных услуг, дать оценку сложившейся ситуации и прогноз развития спроса, определить емкость рынка каждого вида услуг, входящих в сферу услуг.
Ниже приведены отдельные позиции разработанной методики.
Информационная база маркетингового исследования складывается из следующих компонентов:
- обязательная отчетность по ряду нормативных показателей, оцениваемая в ходе аттестации и аккредитации вуза;
- единовременные обследования (торговые переписи, сплошные, выборочные обследования) объектов сферы обслуживания по кругу показателей;
- информация, полученная в ходе обследований потенциальных потребителей услуг;
- данные экспертных оценок административно-хозяйственного персонала и работников вуза.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявление целевых сегментов и их потребностей в услугах, предоставляемых на территории вуза, а также потребительских предпочтениях каждого сегмента, оценка емкости сегментов и перспектив развития спроса на целевых сегментах;
- оценка удовлетворенности потребностей в обслуживании представителей каждого из сегментов, выявление неудовлетворенных потребностей и причин их существования, выбор предпочтительных способов получения информации для каждого сегмента;
- определение структуры существующего сервисного комплекса и анализ возможных направлений развития.
В ходе исследования используется несколько методов сбора информации, которые применяются на определенных этапах, осуществляемых последовательно и/или параллельно (рис. 4):
- кабинетные исследования;
- опрос студентов различных форм обучения;
- опрос профессорско-преподавательского, административного и хозяйственного состава вуза;
- интервьюирование персонала сервисного комплекса вуза;
- фокус-группа по каждому из выделенных сегментов.

Рис. 4. Этапы исследования
В ходе первого этапа — кабинетного исследования — осуществляется сбор и обработка вторичной информации, полученной из внутренних и внешних источников.
Кабинетное исследование проводится по двум направлениям:
- Оценивается обеспеченность вуза необходимыми элементами сервисного комплекса в соответствии с нормативами.
- Выявляется численность потенциальных клиентов сервисного комплекса и проводится сегментирование с последующей оценкой емкости и привлекательности каждого из сегментов.
Проведение второго этапа — полевого исследования — предполагает организацию опросов учащихся, персонала вуза и интервьюирование сотрудников и руководителей объектов сервисного комплекса.
В ходе анкетирования выявляются следующие параметры:
- Виды услуг, оказываемых сервисным комплексом вуза (определение структуры фактического спроса).
- Определение частоты фактического потребления услуг (оценка уровня фактического спроса).
- Оценка желаемого потребления услуг (оценка уровня потенциального спроса).
- Выявление причин существования неудовлетворенного спроса.
- Определение направлений развития сервисного комплекса вуза.
В ходе проведения опроса интервьюеры формируют фокус-группы, привлекая участников, отвечающих необходимым критериям (см. таблицу 5).
Группа
респондентов |
Критерии |
сегмент |
место проживания |
структура |
1 фокус-группа |
работники ВУЗа |
не имеет значения |
мужчины/женщины (согласно среднему гентерному распределению в ВУЗе среди работников), представители разных возрастных групп |
2 фокус-группа |
студенты дневной формы обучения |
проживающие в общежитии |
мужчины/женщины (согласно среднему гентерному распределению в ВУЗе среди студентов), необходимо наличие по 2 представителя каждого курса и разных уровней дохода |
3 фокус-группа |
студенты дневной формы обучения |
не проживающие в общежитии |
— « — |
4 фокус-группа |
студенты заочной формы обучения |
проживающие и не проживающие в общежитиях |
— « — |
По итогам опроса студентов и сотрудников вуза подготавливается отчет, дающий оценку уровня существующего и потенциального спроса.
Опрос работников сервисного комплекса позволит выявить основные проблемы его развития. Для этого опроса необходимо подготовить структуру интервью, возможна подготовка специальных форм для фиксирования необходимой информации.
Следующий этап — фокус-группа — позволит выявить направления (виды услуг), которые не вошли в существующий сервисный комплекс, определить факторы, определяющие потребительское поведение представителей разных сегментов, оценить удовлетворенность существующими формами обслуживания, оценить качество работы объектов сервисного комплекса и т.п.
На фокус-группе могут быть выявлены:
- критерии выбора торговых точек для совершения покупки и различных сервисных пунктов для обслуживания;
- алгоритм принятия решения о покупке или обслуживании в определенном месте: формирование мотивации, решающие факторы для принятия решения;
- чувствительность к изменению цен, ассортимента, сервиса.
В фокус-группу набираются представители, являющиеся активными пользователями услуг сервисного комплекса.
По каждому этапу исследования составляется отчет. По реализации всего проекта исследования формируется окончательный (обобщенный) отчет и делаются выводы.
Проведенное исследование показало необходимость развития сервисных комплексов в вузах в целях улучшения качества предоставления образовательных услуг, повышения конкурентоспособности вузов, улучшения условий труда сотрудников и преподавателей. Кроме того, это создаст условия для привлечения студентов к работе в сервисных комплексах на условиях неполного рабочего дня, что соответствует концепции доступности образования для всех слоев общества.
Литература
- Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов — М.: «Финпресс», 2002.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / 2-е изд. — М.: «Финпресс», 2000.
- Егоршин А.П. Прогноз (о перспективах образования в России) // Высшее образование в России. — 2000. — № 4.
- Егоршин А.П. Стратегия развития образования в XXI веке: Научный доклад. — Н. Новгород: НИМБ. — 2000.
- Материалы Международного семинара «Факторы качества высшего образования и их влияние на формирование рейтинга вузов (опыт развитых стран запада)», Вена, 2002.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. — М.: «Интерпракс», 1995.
- Попов Е.В. Сегментация рынка// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 2.
- Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — №1.
1 Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. — М.: Интерпракс, 1995.
2 Егоршин А.П. Стратегия развития образования в XXI веке: Научный доклад. — Н.Новгород: НИМБ. — 2000.
3 Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — №1.
4 Материалы Международного семинара «Факторы качества высшего образования и их влияние на формирование рейтинга вузов (опыт развитых стран Запада)», Вена, 2002.
5 Попов Е. В. Сегментация рынка// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 2.
6 В литературе по маркетингу обычно используется термин «критерии успешности (эффективности) сегментирования» (Примечание гл. редактора).
7 Материалы Международного семинара «Факторы качества высшего образования и их влияние на формирование рейтинга вузов (опыт развитых стран запада)» Вена, 2002.
|