руководителем аналитического
отдела Интернет-компании AYAXI
В октябре—ноябре 2000 г. аналитическим отделом Poll4All был проведен Интернет-опрос на сайте www.poll4all.ru, в котором принимали участие в среднем 1000—1200 человек. Выборка была случайной. Распределение респондентов близко к нормальному распределению и к распределению по России.
1. Сотовый телефон: преимущества и недостатки
Сейчас уже никого не удивляет на улице человек, разговаривающий по сотовому телефону, ведь мобильная связь представляет собой удобное средство коммуникации. Так ответили 73% респондентов, принявших участие в опросе (см. рис. 1).
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «С чем ассоциируется у вас сотовый телефон?»
Это подтверждается тем фактом, что основным достоинством сотового телефона, по мнению респондентов, является возможность позвонить в любое время и из любой точки (91%). Менее значимыми оказались: быстрота дозвона (16%) и качество связи (15%). Можно сказать, что люди при выборе средств коммуникации прежде всего обращают внимание на удобство использования. Мобильная связь, безусловно, является наиболее удобной из доступных средств связи, однако возникает вопрос: почему только 54% опрошенных имеют сотовый телефон.
Главным препятствием к его приобретению является высокая цена. Ценой на мобильную связь недовольны 48% всех респондентов. Причем высокий уровень цен на сотовый телефон является основным препятствием для его приобретения у 82% не имеющих сотового телефона. Не только высокая цена на аппараты беспокоит респондентов — высока, по их мнению, и оплата услуг мобильной связи. 56% опрошенных респондентов обратили внимание на этот негативный показатель, а среди тех, у кого нет телефона, этот процент достиг 74%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень цен на телефоны и услуги сотовой связи являются основными отрицательными факторами в модели покупательского поведения пользователей сотовых телефонов. И данная тенденция наличествует как среди реальных потребителей, так и среди потенциальных клиентов.
Помимо цены существуют также и другие факторы, отмеченные респондентами как негативные. Это ненадежность элементов питания (31% ответивших), а также негативное влияние сотовой связи на состояние здоровья (26%).
Что же касается наиболее предпочтительной системы оплаты, то большинству опрошенных (51%) была бы удобнее помесячная оплата, независимо от времени разговора. Особенно привлекательна такая система оплаты для руководителей предприятий (60%), что является не столь удивительным фактом, учитывая интенсивность их телефонных переговоров. Из полученных данных отчетливо видно, что большинство Интернет-аудитории достаточно активно ведет телефонные переговоры или предполагает это делать при условии покупки сотового телефона.
Еще одна важная характеристика мобильной связи — зона трансляции сигнала. Именно на нее обращают внимание 82% респондентов. Причем достаточно часто респонденты недовольны этим параметром сотового телефона. Увеличить его хотят 42% опрошенных. Наиболее важен данный фактор для людей, имеющих дачные участки. Однако данный опрос проводился по многим регионам России, и для тех, кто удален от центра, наибольшие трудности возникают именно с плохим сигналом. Не менее важны для пользователей: дизайн мобильного телефона (81%) и его вес (71%).
Быстрое развитие в телекоммуникационной сфере приводит к появлению новых улучшенных аппаратов — так, 56% респондентов выразили желание сменить существующий телефон на новый, более технологичный.
Остается надеяться, что компании мобильной связи прислушаются к пожеланиям своих пользователей и будут продолжать работу по оптимизации сотовой сети в России.
2. Компьютерный мир глазами Интернет-аудитории
Целью опроса было выяснить, насколько Интернет-аудитория ориентируется в среде компьютерных продуктов. Результаты его показали (см. рис. 2), что среди отслеживаемых пользователями новостей лидером являются новости о компьютерных играх, которыми интересуются 43% опрошенных. Среди них 51% — люди в возрасте от 21 до 25 лет. Интересен тот факт, что только треть из них играет в компьютерные игры несколько раз в неделю и чаще.
Учитывая многофункциональные возможности компьютерной техники, респонденты указали, что наиболее часто они используют компьютер для выхода в Интернет (84%) и как систему для обработки информации (76%).
Большинство проблем, возникающих при работе на компьютере, связаны с медленной связью с Интернетом (55%). Подавляющее число респондентов (85%) ответили, что хотели бы увеличить скорость своего компьютера. С проблемой низкой скорости сталкиваются 46% москвичей, 72% жителей Европейской части России и 58% жителей Санкт-Петербурга.
Более половины респондентов (52%) удовлетворены ценами, которые сложились на рынке компьютерной техники. 50% ответивших считают, что рынок компьютерных технологий развивается очень быстро и уже в ближайшее время появится что-то новое. Так, характеризуя свое отношение к программам с голосовым управлением, 47% респондентов отметили, что в некоторых случаях это может принести пользу. В этом уверены 47% пользователей, проработавших в Интернете свыше 5 лет.
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Какие новости вас больше всего интересуют?»
Таким образом, можно сказать, что Интернет-аудитория проявляет достаточно высокий интерес к новинкам в сфере компьютерных технологий.
3. Любим ли мы пиво?
Результаты недавно проведенного опроса на сайте www.poll4all.ru показали (см. рис. 3), что пиво — очень популярный напиток среди Интернет-аудитории. Исследование пива проводилось с помощью анкетирования, и исследовались не марки пива, а отношение к продукту потребителей. 88% респондентов отметили, что пьют пиво, причем половина респондентов сказали, что употребляют этот напиток каждый день либо несколько раз в неделю.
Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос: «Как часто вы пьете пиво?»
Что касается вкусов Интернет-аудитории, то 66% респондентов отметили, что они предпочитают российские марки пива. Основными факторами при выборе пива являются: качество, традиции. Фактор цены оказался незначимым для 63% ответивших, которые указали на удовлетворенность ценой на российские марки пива. Причем 46% респондентов, предпочитающих пиво российского производства, стали бы потреблять его чаще при условии снижении цены. Пиво иностранного производства предпочитается респондентами из-за высокого качества, и даже при условии снижения цены на российские марки только 8 человек сказали, что они готовы поменять свои предпочтения.
Что касается марок пива (см. рис. 4), то здесь лидерство одержали российские марки «Очаково» и «Золотая бочка» — 14 и 16% соответственно, причем светлое пиво предпочитается темным сортам.
Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос о том, какие марки пива они предпочитают
Между пластиковыми бутылками и традиционными 72% респондентов выбрали стеклянную упаковку, несмотря на более высокую цену.
Интересен тот факт, что чаще всего «золотой» напиток употребляется после работы (указали 58% принявших участие в опросе). Причем в ходе опроса было показано, что пиво — это напиток, который лучше пить в компании — так считают 70% респондентов.
Таким образом, можно отметить тот факт, что на сегодняшний день в России сложилась определенная культура потребления данного напитка.
Интересно сравнить предпочтения в потреблении пива между мужчинами и женщинами. Так, мужчины гораздо чаще потребляют пиво. 56% мужчин отметили, что потребляют пиво каждый день или несколько раз в неделю, в то время как среди женщин этот процент составляет 27%.
Мужчины предпочитают пить пиво после работы, в то время как женщины в основном потребляют пиво по праздникам, предпочитая светлые сорта темным (см. таблицу).
Пол |
Какое пиво предпочитают |
темное |
светлое |
Мужчины |
14% |
56% |
Женщины |
9% |
48% |
Интересно отметить тот факт, что 51% ответивших считают, что пиво является полезным для здоровья продуктом.
Остался открытым вопрос об удовлетворенности Интернет-пользователей содержанием пивной тематики в Интернете. Интересно подчеркнуть, что 33% отметили, что искали подобную информацию.
Таким образом, можно констатировать, что проведение опросов с помощью Интернета становится одним из новых инструментов при проведении маркетинговых исследований.
|